ВЫСТАВКА КАРТИН "ПЕЙЗАЖ" |
||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пейзажная живопись Георг Морленд (1763—1804), писал Пейзажи с животными, далекими от стиля; Джон Кром (Old Crome — старый Кром, 1769—1826), пейзажист-поэт, изображавший сельскую природу, вековые дубы, вересковые пустоши и морские виды; Джон Бернай Кром (1793—1842), сын предыдущего, изображал лунные ночи. Роберт Ладбрук († в 1842 г.) — леса, Георг Винцент, пейзажист и маринист, ученик старого Крома; Джон Селль Котман (1782—1842) пейзажист и маринист, Джемс Старк, Иббестон, Насмит (1787—1831) и некоторые другие — все художники, бравшие свои сюжеты непосредственно из окружавшей их природы. В особенности прославился между ними Констебль (1776—1837), достоинства которого были, однако, признаны во Франции прежде, чем в Англии. Замечательный колорист, он имел большое влияние в этом отношении на французскую школу, начиная с романтика Делакруа. Исключительное место среди английских пейзажистов занимает Тернер (1775—1851). Он писал пейзажи, преимущественно марины, которые по содержанию близки к классическим ("Основание Карфагена" в 1815 г., "Разрушение Карфагена" в 1817 г., "Эней и Дидона"). После путешествия в Италию, где он изучал Лоррена и подражал ему ("Улисс и Полифем", "Венеция в 1843 г." и др.), он вступил на самостоятельный путь, занимаясь передачей солнечного света в самые торжественные моменты природы, и создал произведения, которые в этом отношении никем не были превзойдены.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пейзажная живопись Английские пейзажисты вообще не знали классицизма, а Джона Крома сравнивают с Гоббемой, Констебль — настоящий реформатор колорита; английские акварелисты также много содействовали развитию чувства колорита. За Констеблем следует Давид Кокс, Виллиам Мюллер, талантливый, но несколько театральный. В 1822 г. и 1824 г. на выставках в салоне в Париже появились английские колористы; Констебль, акварелист Бонингтон, Коплей, Фильдинг, Гардинг, Самуэль, Проут и Варлей, в сравнении с которыми, как казалось, и лучшие французские пейзажисты того времени изображали природу условно, боялись зелени деревьев (чего, впрочем, избегали и знаменитые голландцы XVIII столетия). Прошло немного лет, и во Франции появилась (с 1881 г.) группа пейзажистов, которые изменили направление пейзажной живописи не только во Франции, но постепенно и во всей Европе. В эту группу входят Теодор Руссо, Коро, Дюпре, Диаз, Добиньи; их последователями были: Дебросс, Шентейль, Ашар, Франсе, Гарпиньи, Эмиль Бретон и другие, маринист Лепуаттевен, Теодор Гюден, слава которого, впрочем, уже упала, Изабе, Гарнере, а в Пейзажной живописи с животными выдаются Браскасса, особенно Тройон (1810—1865) и Роза Бонер; Жден, Лансон и замечательный художник Шарль Жак. В Германии преобразование пейзажной живописи шло несколько иначе. После Ротмана и Моргенштерна значительным пейзажистом был Альберт Циммерман (род. в 1809 г.), писавший на мотивы как северной природы, так и итальянской, и вносивший в ландшафт исторические фигуры. Август Леффлер (1822—1860), Карл Рос (1817—1837) держались идеального или придуманного Пейзажа.
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись Родоначальник современного немецкого Пейзажа, Иоганн - Вильгельм Ширмер (1807—1863), дюссельдорфской школы, стоит на границе между старым и новым направлениями и еще не расстался с библейскими фигурами. Андреас Ахенбах (род. в 1815 г.), совершенно устранился от идеализации в Пейзажной живописи и возвратился к воззрениям голландцев XVII столетия. Превосходный пейзажист и маринист, он свободно изображает спокойствие в природе, как и бури. Норвежец Ганс Гуде (род. в 1825 г.) и Август Лей тоже берут мотивы прямо из природы, но движение выражается у них не так свободно, как у Ахенбаха. Швед Ларсон стоит выше их обоих в изображении бурь и водопадов. Людвиг Гурлитт (род. в 1812 г.), датчанин, прекрасно изображает итальянскую природу, но редко овладевает настроением. В мюнхенской школе реальному направлению следовали Эдуард Шлейх (род. в 1812 г.) — писал альпийские виды, Рихард Циммерман (род. в 1820 г.) — зимние Пейзажи и приморские виды, Иоганн Непомук Отт (род. в 1804 г.) — маринист. Невозможно перечислить здесь даже малую часть немецких реалистов, между которыми особенно выдается Эдуард Гильдебрандт (1817—1868). Также велико число перспективистов и живописцев Пейзажной живописи с животными; из последних особенно известны: Фридрих Фольтц (род. в 1817 г.), Ceбастиан Габеншаден (род. в 1813 г.), Франц Адам (род. в 1816 г.), швейцарец Рудольф Комьер (род. в 1828 г.). Влияние французских пейзажистов 30-х годов на пейзажистов немецких несомненно, но не может быть в этой статье прослежено и развито. В Бельгии братья Абраам (1753—1824) и Якоб ван Стри (1756—1815) внесли еще в начале нашего столетия возвращение к старому времени, изображая Пейзажи с животными. Из маринистов был особенно известен Людвиг Майер († в 1866 г.), зимними пейзажами славится Реми ван Ганен (1813—1894). К голландскому направлению примкнул швед Петер Викенберг, прекрасный жанрист и пейзажист.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись Наибольшая нидерландская знаменитость есть бесспорно Баренд Корнелис Куккук (Koekkoek, род. в 1803 году), писавший очень разнообразные лесные пейзажи. Из швейцарских пейзажистов особенной славой пользовался Калам (1810—1864), ученик Диде, лучший истолкователь впечатлений от альпийской природы; он имел многих последователей (Делапейн, Дюваль, Кастан, Жорж). Эпоху составил во французском искусстве жанрист Мане (1832—1883), родоначальник школы импрессионистов. Его заслуга в технике искусства заключалась в том, что он обратил общее внимание на освещение предметов, находящихся среди открытого пространства (plein air). Импрессионизм (см.) в Пейзажной живописи разрабатывается пейзажистами разных стран, но это направление, еще видоизменяющееся, выражается весьма разнообразно как в смысле полезного расширения области задач искусства, так и в смысле странных увлечений, имеющих, вероятно, отжить свой век. Направление, данное пейзажной живописи новаторами 30-х годов, не показалось художникам в полной степени обоснованным и окончательным. Пейзажная живопись последнего времени уже не похожи на произведения Пейзажной живописи Руссо, Дюпре и Франсе. Однако трудно допустить, чтобы взгляды на взаимные отношения человека и природы могли меняться без конца.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись История Пейзажной живописи в России начинается с конца XVIII столетия, в котором, однако, насчитывается лишь несколько пейзажистов, достойных упоминания. М. М. Иванов (1748—1828) работал в духе своего учителя, Гаккерта, которому подражал также Ф. М. Матвеев (1758—1826), проведший большую часть своей жизни в Италии. Ф. Я. Алексеев (1753—18 2 4) слыл русским Каналетто. Семен Шедрин (1745—1804) пользовался в свое время известностью как изобразитель императорских загородных парков. Его ученик А. Е. Мартынов (1768—1826) писал виды Крыма, берегов Волги, Сибири и Китая, облагораживая природу по правилам, считавшимся обязательными в его пору. Другой ученик Сем. Щедрина, M. H. Воробьев, оставил по себе память в истории русского искусства преимущественно как наставник целого ряда более или менее даровитых пейзажистов. Из художников, обязанных ему своим образованием, выдаются: Сильвестр Щедрин (1791—1830), который первый из всех русских пейзажистов отделался от подражания корифеям западноевропейского условного Пейзажа и стал передавать природу, какова она есть; высокоталантливый М. И. Лебедев (1812—1837), не успевший вполне развиться вследствие своей преждевременной кончины, плодовитые братья Г. и H. Чернецовы, Л. Ф. Лагорио, известный своими прекрасными видами суши и моря, и, наконец, барон М. К. Клодт, который первый стал изображать русскую сельскую природу во всей ее простоте. Море в разных фазах его жизни первый стал писать И. К. Айвазовский, ученик Таннёра, скоро превзошедший не только своего учителя, но и Теодора Гюдена, бывшую знаменитость французской школы. Из других маринистов Судковский скончался, не успев вполне показать, до какой высоты он способен был дойти. Этот род Пейзажной живописи разрабатывают у нас художники. Из пейзажистов И. Шишкин получил известность как изобразитель русского дремучего леса, в чем он никем не превзойден. Замечателен Ф. Васильев, к сожалению, преждевременно умерший. Известны Саврасов, Дюкер, Каменев (московский), Орловский, Киселев, Ю. Клевер — талантливый пейзажист иногда с настроением, часто изображающий зимы в лесу, обыкновенно при закате солнца, Куинджи — получивший большую известность своими пейзажами. Е. Волков талантливо изображает спокойную природу лугов, речек и рощиц в разные времена года и в разные часы дня. Дубовский, Левитан, Ендогуров, Крачковский, Крыжицкий и некоторые другие работают в полном расцвете сил. Вообще мы богаты современными талантливыми пейзажистами.
Ф. Петрушевский. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary |
||||||||||||||||||||||||||||||
|