ВЫСТАВКА КАРТИН "ПЕЙЗАЖ" |
||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пейзажная живопись Гаккерт полюбил горы Германии и Швейцарии во время своих путешествий, но по возвращении в отечество изображал голландскую природу. Ватерлоо (больше гравер) еще связует голландскую школу с итальянизирующей. Одновременно с этими вполне национальными по содержанию их произведений художниками трудились в Голландии пейзажисты, получившие художественное развитие в Италии, которые вносили в голландский Пейзаж элементы, ему чуждые. Они итальянизировали не только изображаемую ими местность, но и фигуры голландских поселян. Некоторые из этих художников жили многие годы в Италии, изображая там чисто итальянские местности. Берхем (1620—1683) и Дюжарден (1622—1678), талантливые пейзажисты, не могли или не хотели, в особенности первый, и по возвращении в отечество избавиться от чужеземного влияния. Ян Баптист Веникс писал исключительно на итальянские темы. Однако в первых произведениях Берхема видна голландская природа — влияние ван Гойена и Мойярта. Дюжарден писал животных лучше, чем Берхем. Его маленькие крестьянские сцены — почти идиллии; он писал и настоящие бытовые сцены ("Шарлатан"), и портреты. Лингельбах — итальянские пейзажи с фигурами. Еще итальянского направления: Вейк, Брэнберг, два Мушерона и три ван дер Дуса; трое последних — подражатели Дюжардена, хотя только Якоб, отец других, был в Италии и изображал итальянские порты. Из Мушеронов только сын (Исаак) видел Италию. Брэнберг хотя и талантлив, но был приверженцем классического П., перешедшего в Голландию тоже из Италии (см. ниже). Море, на которое голландцы должны были смотреть как на враждебную стихию, стремившуюся разрушить плотины, которыми страна защищалась от наводнений, было изображаемо на картинах Эвердингена, Рюисдаля, Бакгюйзена (1633—1708) как неспокойная, угрожающая стихия. Учитель последнего, Гендрик Дуббельс, сделался подражателем своего ученика; у Бакгюйзена были также ученики: Питер Копсе, Ян Клас Ритсхоф, Микиэль Маддерстаг и Абрагам Сторк — все изобразители бурь, но мало оригинальные. Бакгюйзен писал в сильных, но мрачных тонах, как и его подражатели. Ренир Номс (1612—1656) по прозванию Zeemann (моряк) писал в светлой гамме; отличный рисовальщик, он изображал море спокойное и бури, морские битвы, порты.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пейзажная живопись Виллем ван де Вельде Младший (1633—1707) — лучший голландский маринист, изображавший почти исключительно тихие воды. Ливен Вермоур († в 1690 г.) — порты, море с кораблями. Все эти пейзажисты, как и многие другие, жили в XVII столетии. К тому же столетию относится конец деятельности фламандца Паулуса Бриля (1555—1626), который большую часть жизни работал в Италии, так же как и отец его, Маттеус Бриль, писавший охоты, а также Пейзажи с библейскими фигурами. Пейзажную живопись Бриль писал как подобные Пейзажи, так и с фигурами современных охотников, рыбаков и др. Фламандцы начали в XV в. посещать Италию и даже жить там и работать во вкусе итальянских мастеров. Они писали Пейзажи итальянской природы, и до них не было у итальянцев специальных пейзажистов. Но, оживляя свои Пейзажи библейскими, историческими фигурами, они же положили начало героическому Пейзажу, наиболее выдающимися представителями которого были впоследствии французы Желле (Клод Лоррен, 1600—1682) и Пуссен (1594—1665). Однако в ту же эпоху другие фламандские художники постепенно развивали пейзажную живопись в своем отечестве. Абрагам Говарст (1589—1626), изображавший дубовые леса, выдвигается перед Брюгелем в пейзажном отношении; еще замечательнее Вильденс (1586—1653), хотя и он еще пишет природу более или менее условно. Ваддер (1655) глубже понимал природу, так же как и Гейсманс (Le Malines), который принадлежит частью и X V III столетию (1648—1727). Морские виды писали немногие нидерландские художники: из них Виллартс (1577—1655) изображал прибрежья, на которых помещал много фигур, Бонавентура Петерс (1614—1652) любил бурное море. Вообще же вся фламандская пейзажная живопись очень много уступает голландской того же времени.
| |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись В немецкой живописи Адам Эльсгеймер (1574—1620), большую часть жизни работавший в Италии, произвел несколько Пейзажей с фигурами священной истории или мифологии, как, например, "Бегство в Египет". Братья Рос (1631—1685; 1638—1698) писали итальянские Пейзажи, солнечные и украшенные героическими развалинами. Вообще эти и другие художники не занимают первых мест даже и в своем роде, национальные же немецкие пейзажисты почти вовсе неизвестны. В Швейцарии Конрад Мейер (161 8 —1689), кроме исторической живописи, занимался и пейзажем, но родоначальником Пейзажной живописи в этой стране надо считать Феликса Мейера фон де Винтертура (1653—1713), у которого был талантливый ученик Вейдеман, преждевременно умерший.
Выше было сказано, что Бриль внес в Италию понятие о голландском Пейзаже и, однако, сам сделался родоначальником героического Пейзажа: его ученик, Августин Тасси, был учителем Клода Лоррена. Однако Италия имела своего самостоятельного пейзажиста, который изгнал из своих картин облагороженные деревья, величественные здания и обходился обыкновенно без мифологических эпизодов и пасторалей, которыми прославились Лоррен и Пуссен; это был Сальватор Роза (1615—1673), пейзажист-романтик (писал также сцены, портреты), изображавший дикие, пустынные места, скалы голые или покрытые старой, изувеченной временем и бурями растительностью, также бурное море. Пуссен писал величественную горную и лесистую природу и населял ее философами и мифологическими героями. Француз Желле (Клод Лоррен) своей деятельностью вполне принадлежит Италии: ее природа и предания внушали ему содержание величественных пейзажей, полных глубины и света, с развалинами и с фигурами иногда пасторальными, иногда библейскими и мифическими. С того времени стал господствовать героический и исторический Пейзаж — Гаспар Дюге (1613—165), работавший сначала в мастерской Пуссена, потом избрал природу главной своей руководительницей, однако не мог вполне освободиться от влияния Пуссена, от которого, впрочем, сильно отличается, как и от Лоррена, и тем, что часто изображал бури, а это было тогда нововведением, противоречившим господствовавшей эстетике.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись В 1666 г. в Риме была основана французская академия. Во Франции продолжателями Пуссена и Лоррена были Куртуа, Патель (отец и сын), Бурдье, Франсиск Миле, Жан Ференн и многие другие пейзажисты XVII и XVIII столетий. В XVIII столетии классический Пейзаж уже господствовал почти во всех странах, но с различными отклонениями. В Голландии Лэрес (1641—1711) написал трактат о живописи, в котором между прочим излагал правила, как следует писать благородные пейзажи Маринисты должны, например, изображать хождение Спасителя по водам, бракосочетание дождя с морем, морской берег, на котором Парис похищает Елену, и т. п. О пейзаже Лэрес говорит: природа всегда несовершенна, но она становится совершенной или героической, если ее с умом украсить памятниками древности, что в соединении с лучшими произведениями природы составляет целое — Пейзаж в античном вкусе, который, по мнению Лэреса, и был наисовершеннейшим. С Лэреса начинается упадок голландской живописи вообще и Пейзажной живописи в частности. Хотя уже во времена Рюисдаля работал пейзажист Берхем, изображая итальянизированный голландский пейзаж и в нем таких же поселян, а Веникс (1640—1719) и Пейнакер писали итальянские или итальянизированные Пейзажи, но ван дер Гаген, ван Кессель (1648—1698), Ромбоутс, Абрагам Вербом занимались еще национальными голландскими пейзажами во вкусе Гоббемы и Рюисдаля; даже Ян Лотен, переселившийся в Англию, писал там нидерландские пейзажи. Под влиянием уже новых идей Ян де Врис (1527—1606?), изображая голландские местности, помещал в них лорреновские здания. Сваневельт образовался под влиянием Лоррена, Абрагам Генульс (1640—1723) помещал в свои Пейзажи мифические фигуры, а Глаубер Полидор (1646—1726) был увлеченным подражателем Пуссена; Лэрес нередко писал фигуры в своем вкусе в пейзажах Глаубера.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пейзажная живопись Во Франции стиль в Пейзажной живописи после Пуссена и Лоррена признан был необходимостью; сочинение Лэреса, переведенное на французский язык, имело успех между французскими художниками. Батте (Batteux) в свою очередь учил, что природа, как она есть, не должна быть образцом для художника, а из нее нужно выбирать только части, годные для произведения общего приятного впечатления, причем указывал на необходимость вводить в изображаемую природу все улучшения, какие она могла принять. Пейзажисты XVIII столетия действительно изображали только избранную природу (nature choisie), парки с группами деревьев и придуманными красивыми линиями. Это направление удержалось во Франции даже до тридцатых годов нынешнего столетия, а некоторые художники стилистического направления трудились в прежнем направлении и гораздо позже. Жозеф Верне (1714—1789), маринист, талантливый наблюдатель природы, явный стилист, хотя изображал действительность с современными фигурами. Лантара (1729—1778), не лишенный поэтического элемента, все же не довольно прост и непосредственен. Гюбер Робер (1733—1808), Анри Валансиен (1750—1819) были приверженцы классического Пейзажа, также и Виктор Бертен (1775—1842), Ксавье Бидо (1758—1846), Мишаллон (1796—1822), Вателе (1782—1866), Алиньи (1798—1871), Эдуард Бертен (1797—1871) и многие другие. В Германии представителями классического Пейзажа является Йозеф-Антон Кох, Леопольд Ротман (1798—1850), Фридрих Преллер (1804—1878), написавший, между прочим, цикл героических пейзажей из Одиссеи. В Германии был свой учитель-эстетик, Готтгольд Эфраим, говоривший, что так как Пейзаж не имеет души, то не должен быть предметом изображения в живописи. Вышеназванные пейзажисты, однако, люди с несомненным талантом; конец их деятельности очень недалек от нашего времени, хотя реакция против стилистического Пейзажа началась уже давно, а именно в Англии, только не скоро была замечена на континенте. Гайнсборо (1727—1788), портретист, был прекрасным пейзажистом, изображавшим без всяких вычур простую сельскую английскую природу. Он совершенно затмил своего современника, Вильсона, приверженца ложного идеализма в Пейзажной живописи;
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|