От основного изображения они могут отличаться несколько повышенным рельефом, другой насыщенностью цвета и другой тональностью, большей укрывистостью (кроющая способность краски), иной дисперсностью (степенью помола пигментов) красочной пасты и т.д. Кроме того, новые (реставрационные) красочные слои выделяются тем, что перекрывают кракелюры и лакуны (выпадения) первоначального красочного слоя, а иногда — нити самого холста основы.
Тонировки по периметру изображения узнаются еще и потому, что их краска может «заходить» за изображение и, попадая на кромки, перекрывать загрязнения и старый пигмент на них.
Однако полноценное визуальное исследование красочного слоя произведения на предмет его реставрации возможно лишь с использованием микроскопа. Это позволит распознать не только тонировки, но и разновременные записи, определить их масштабы и характер, в результате которых могут меняться детали и сюжет произведения.
Покровный слой. Особенности состояния покровного слоя (лаковой пленки) тоже могут быть указанием на факт реставрации. После операций по удалению лака при расчистке, не особенно квалифицированной, лаковая пленка приобретает «волнообразный» рельеф из-за его неравномерного удаления. На одних участках лаковая пленка утоньшается меньше, на других — больше. Нечто похожее происходит после нового покрытия лаком, например, после промывки красочного слоя. Такая структура покровного слоя хорошо просматривается в косом свете.
Подпись. Авторская подпись на произведении — важная составляющая, документирующая авторство, при условии что она, как и произведение, — подлинная. Но особое внимание следует обратить на ее внешний вид и состояние.
В подписной картине автограф может лежать «в тесте» красочного слоя, в полупросохших красочных слоях или быть нанесен «по сухому» (по просохшей красочной поверхности). Подпись, одновременная живописи или сделанная с небольшим временным разрывом, несет все признаки старения красочного слоя картины — потертости, разрывы кракелюром, утраты отдельных букв в результате выпадений краски.
Нередко подпись может быть повреждена реставратором, например, при промывке красочного слоя. Краска букв подписи может «затекать» в кракелюры и создавать иллюзию реставрационной «новодельности», имитации авторской подписи. Случается, что подпись при расчистке смывается.
Навыки видения. Требовательный собиратель должен научиться видеть произведение и учиться этому постоянно. Часто путают понятия, обозначаемые словами «смотреть» и «видеть». Если «смотреть» — это лишь процесс визуального «контакта» с произведением, то «видеть» — уже аналитический результат процесса «смотреть», предполагающий некие конкретные суждения об объекте.
Умение «видеть» картину, в том числе и распознавать следы реставрационных вмешательств, приходит не сразу и требует навыка, если угодно — привычки.
«Насматривать» вещи лучше всего в музейных собраниях, где их подлинность практически гарантирована. Видение картины начинается с рассматривания ее красочной поверхности: каков внешний вид красочного слоя, то есть как он выглядит — новым, «свежим» или на нем присутствуют какие-то следы старения. Имеются ли следы поверхностных загрязнений и насколько они значительны.
Есть ли участки повреждений — потертости, царапины, выпадения краски и грунта — и каков их характер: они многочисленны, разнообразны, появились в разное время и т.д. «Блесткую» или матовую поверхность имеет живописное изображение.
Следует обратить внимание на рельеф красочного слоя: жидкими или пастозными слоями сформировано живописное изображение, присутствуют ли на картине участки открытого грунта. Если они есть, то каков их характер — грунт плотный, нивелирующий фактуру холста или структура нитей достаточно хорошо читается. На каком материале произведение исполнено — холсте, дереве, фанере, картоне и т.д.
К произведению можно адресовать много и других вопросов, но суть, в общем-то, не в этом. Главное — постоянная практика «общения» с картинами.
Александр САМОЙЛОВ
Иллюстрации из архива сектора экспертизы ГосНИИ реставрации
полную версию статьи со всеми иллюстрациями
вы найдете в журнале
"Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"
№ 7-8 (19), 2004 г.