www.myasnikov.net
Сайт посвящен творчеству художника Мясникова Игоря, галерея картин, живопись, рисунки, акварели, авторская фотография
купить картины для интерьера
КУПИТЬ КАРТИНУ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Если ты рисовальщик, хочешь учиться хорошо и с пользою, то приучайся рисовать медленно и оценивать, какие света и сколько их содержат первую степень светлоты, и подобным же образом из теней, какие более темны, чем другие, и каким способом они смешиваются друг с другом, и каковы их размеры, сравнивать одну с другой; в какую сторону направляются линейные очертания, и какая часть линии изгибается в ту или другую сторону, и где они более или менее отчетливы, а также широки или тонки. Напоследок, чтобы твои тени и света были объединены, без черты или края, как дым. И когда ты приучишь руку и суждение к такому прилежанию, то техника придет к тебе так быстро, что ты этого и не заметишь.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТИ
По этому поводу я хочу сказать еще одно слово о благородной живописи, которое может быть важно для тех, кто достиг кое-чего: рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки.

ДЖОРДЖО ВАЗАРИ
Так как рисунок является отцом наших трех искусств - архитектуры, скульптуры и живописи, то он, происходя от разума, извлекает из множества вещей всеобщее суждение, подобное форме, или же идее всех природных вещей, которая вполне единственна по своим мерам.

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
Между  глазом  и  тем, что  он  видит, надо  представить  себе  прозрачную  плоскость, которая пересекает все лучи, падающие из глаза на рассматриваемые предметы.

ИОАХИМ  САНДРАРТ
Искусство рисунка - родоначальник трех других искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. Оно требует от художника прилежания, размышления, наблюдательности, дабы получить ясное представление о предметах. Повторные зарисовки, упражняя руку и закрепляя образ в памяти, дают возможность художнику вызывать произвольно образ предмета в своем воображении и выявлять его на материале с помощью угля, мела или сангины. Беглость дается только длительным упражнением.

ФРАНСИСКО ПАЧЕКО
Здесь мы будем говорить о самой существенной стороне живописи, потому что рисунок живописца все воспроизводит. Рисунок - это то, чем оплодотворяются все искусства... чтобы изобразить красоту и грацию какого-нибудь предмета в присущей ему форме, этому служит рисунок.

ШАРЛЬ  ЛЕБРЕН
Рисунок  всегда  является  полюсом и  компасом, который  нас  направляет, дабы не дать потонуть в  океане краски, где многие тонут, желая найти  спасение.

ДЕНИ ДИДРО
Рисунок дает форму существам, цвет дает им жизнь.

ДЖОШУА РЕЙНОЛЬДС
Для меня вполне очевидно, что привычка точно рисовать, что мы видим, дает соответствующую способность точно рисовать то, что мы задумываем...
Первая ступень образования в живописи - то же, что грамматика в литературе, общая подготовка к какому угодно направлению искусства... Способность рисовать, моделировать и применять краски очень правильно была названа языком искусства.
Карандаш должен быть постоянным спутником учащегося...
Первая часть жизни обучающегося искусству должна быть, как у всяких школьников, жизнью принуждения. Грамматика, начальные правила, как они ни невкусны, должны при всех обстоятельствах быть преодолены.

ЖАН ДОМИНИК ЭНГР
Экспрессия в живописи предполагает очень большое знание рисунка, без чего нельзя достигнуть совершенного успеха. В самом деле, экспрессия не может быть выражена вне величайшей точности. Передать ее лишь отчасти - этого недостаточно; это значит изображать фальшивых людей, симулирующих чувства, которых они не испытывают. Только редчайшим талантом в рисунке можно достичь этой предельной точности; живописцы экспрессии между новейшими мастерами были величайшими рисовальщиками: пример - Рафаэль.
Рисовать - не значит просто воспроизводить контуры; рисунок не состоит из одних только очертаний. Он, кроме того, заключается в выражении, в плане, в моделировке. Рисунок - это три четверти с половиной того, что составляет живопись.
... Не допускайте изолированного выполнения последовательно головы, фигуры, торса, рук и т. д. Вы неизбежным образом упростили бы гармонию целого. Наоборот, устанавливайте те отношения, которые существуют между отдельными частями; ищите правду движения; характеризуя его, опасайтесь больше холода, чем жара; подавайте горячо!
... Никогда не рисуйте без природы перед глазами. Не надо делать по памяти пальца или руки из опасения впасть в манеру, расслабленность или шаблон. Чтобы получить от природы ее последнее слово, надо уважать ее, быть очарованным ею.
Верно устанавливайте разнообразие и противоположность линий, это единственное средство схватить поворот. Настаивайте на важнейших чертах модели, выражайте их сильно.

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
Первое, что в каждом предмете необходимо схватить, чтобы передать в рисунке, - это контраст основных линий. Прежде чем прикоснуться карандашом к бумаге, надо запечатлеть этот контраст в воображении...
Контур в живописи - явление, столь же идеальное и условное, как и в скульптуре. Он должен возникать естественным путем, в результате правильного расположения существенных частей.

КАМИЛЛ  КОРО
... Работайте хорошо, рисуйте крепко и правдиво.

ПОЛЬ  ГОГЕН
Форма или рисунок, бесконечно богатые в своем выражении, могут быть переданы полностью и притом с благородной сдержанностью или исключительно посредством линии, или посредством красочных тонов, моделирующих предмет и, следовательно, передающих свет.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ
... Всегда нужно спешить зарисовывать, будь то кистью или еще чем-нибудь, хотя бы пером; делать рисунки можно без конца. Я теперь стремлюсь выявлять самую суть изображаемого возможно выразительнее, оставляя обыденные стороны в тени...

А. А. ИВАНОВ
В натурном классе непременно надобно копировать натуру, но не в карикатурном, а в возможно благородном виде, ловить в ней лучшее. Поправлять же ее по антикам - сопряжено с большой опасностью нажить принятую манеру, особливо
для начинающего только.
... Я тоже хочу быть полезным Рисовальному классу. Не знаю, достанет ли сил и здоровья, а я чувствую, что могу поднять его выше. Покамест при случае я соглашусь здесь послать Рисовальному классу гравюры и две-три лучших статуи в алебастре, а вас буду просить: чтобы употребить все силы... Чтобы как можно чаше заставлял чертить с тех и с других, отнюдь не говоря, что это моя мысль. Привычка и глаза, и руки молодых к наивным и прекрасным линиям сделают его (ученика) готовым к изображению мыслей.
Радуюсь, что брат мой, оставя манерность, достиг наконец до второй и первой серебряной медали. Желательно бы (было), чтобы эту дорогу он не оставлял. Его лета и его знания еще не в состоянии чувствовать идеала, а особливо в натурном классе, где самое вернейшее дело - копировать с натуры, с путными к тому знаниями анатомии. Таким образом, глаз его оставаться будет в невинности до тех пор, пока лета и практика не разовьют его природные чувства. Желательно бы (было), однако ж, чтобы его недельные рисунки всегда бы были с гипсовых фигур.

П. А. ФЕДОТОВ
Надобно иметь компас в глазу, а не в руке.
Самый   плохой   абрис  можно   распестрить  красками, но   художник  должен   достигнуть до искусства изображать красоту в линиях.

П. П. ЧИСТЯКОВ
Рисовать  не  умеешь, какой  же  ты  после  этого  художник...
Рисунок - основа всего, фундамент, кто не понимает его или не признает, тот без почвы...
Строгое, полное рисование требует, чтобы предмет был нарисован, во-первых, как он кажется в пространстве глазу нашему, а во-вторых, каков он в действительности; следовательно, в первом случае довольно даровитого глаза, а во втором - нужно знание предмета и законов, по которым он кажется таким или иным.
... Техника высокая, простая, состоит в том, что каждая линия, обрисовывающая форму, сознательна для художника и выражает часть кости, мускула и прочее.
Рисование   человека - есть   вершина   мастерства   художника.
Не умеющий рисовать не будет и писать как следует.
Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке, остальное все наносное и только помогает...
Нарисовать сто схожих голов - коллекция, а вот понять, как ее нужно рисовать, - учеба.
Не важно эту (именно) голову нарисовать, нужно научиться вообще головы рисовать.
Рисовать - значит соображать.
Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте себе задачу.
Велико ли слово: "отсюда - сюда", а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя, наобум... Не заботьтесь о красоте рисунка, смотрите беспрестанно на натуру, а не в карандаш. Линия пусть какая выйдет, и выйдет непременно красивая и легкая, если срисовать ее с натуры.
Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда   он   как   бы   уходит   в   глубину. Искусство   не   должно   пугать. Рисунок в нашем искусстве все-таки выше всего. Конечно, не рисунок педанта-хвастуна, нет, разумею фигуру живую и любя нарисованную.

И. Н. КРАМСКОЙ
Рисунок в тесном смысле - черта, линия, внешний абрис; в настоящем же смысле это есть не только граница, но и та мера скульптурной лепки форм, которая отвечает действительности. Слишком углубленные впадины или излишне выдвинутые возвышенности суть погрешности против рисунка. Совершеннейший рисунок будет тот, в котором плоскости и уклонения форм верно поставлены друг к другу, и величайший рисовальщик будет тот, кто особенность всякой формы передает столь полно, что знакомый предмет узнается весь по одной части. Рисунок чаще достигает объективности, нежели краска.

Н. Н. ГЕ
... Рисовать - значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего, то есть вы рисуйте не нос, не глаз, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и т. п. Всякий раз, когда рисуете часть, рисуйте ее в смысле с общим: симметрические части всегда рисуйте вместе и в одно время, то есть оба глаза непременно, оба уха, обе щеки и все это в отношении целого; так голова фигуры, ежели рисуете фигуру. Начинайте рисовать от центра. Лицо в голове - торс в фигуре. Назначивши главные части, непременно протушуйте главные тени и свет общий, чтоб проверить пропорции, и рисуйте всегда все время весь Ваш рисунок - всегда от начала до конца общее и идите к деталям постепенно. Вот Вам секрет рисования...

Д. И. КАРДОВСКИЙ
... Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала - дело второстепенное... Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле...

К. Ф. ЮОН
Отыскание кратчайших и вернейших путей рабочей рисовальной методики, основанных на богатейшем наследии мастеров рисунка, способно во много раз повысить культуру рисунка, а это неминуемо отразится и на качестве всего искусства в целом.
Первый принципиальный момент ведения рисунка - от общего к частному, а никак не наоборот - является основным для всех последующих рабочих этапов.

 
МАСТЕРА ИСКУССТВА О ИСКУССТВЕ
МАСТЕРА ИСКУССТВА О РИСУНКЕ
return_links(3); ?>
return_links(2); ?>
return_links(2); ?>