return_links(1); ?>
return_links(1); ?>
return_links(2); ?>
return_links(2); ?>
return_links(3); ?>
www.myasnikov.net
Сайт посвящен творчеству художника Мясникова Игоря, галерея картин, живопись, рисунки, акварели, авторская фотография
купить картины для интерьера
КУПИТЬ КАРТИНУ
Ирина Телицына, Марина Шумилина
Вечные ценности. Почему продается искусство

Вслед за западными коллегами российские финансовые институты все чаще предлагают VIP-клиентам услуги по инвестированию в искусство. Доходность "правильных" вложений в арт-рынок может достигать 50% годовых. Но большинство бизнесменов создают коллекции вовсе не из страсти к наживе. Они стремятся жить красиво.
Изящные искусства становятся главным увлечением российской элиты. Арт-рынок переживает подъем. Состоятельные россияне коллекционируют антиквариат и современное искусство, с азартом участвуют как в российских, так и в западных аукционах и с удовольствием украшают новыми приобретениями свои дома, выстроенные по индивидуальным проектам. "Айдан-галерея" переехала из маргинального помещения на 12-м этаже дома возле метро "Сокол" в центр Тверской. Аркадий Новиков открыл ресторан "Галерея", где предполагается устраивать обязательные выставки. А в галерее "Дача", что в Жуковке, на открытии сезона случаются аншлаги.

Золотое дно
Самая громкая сделка этого года в мире антиквариата - приобретение председателем совета директоров компании "Ренова" Виктором Вексельбергом коллекции яиц Фаберже на аукционе Sotheby's до начала торгов (оценочная стоимость лота составляла $90 млн). По сведениям газеты New York Times, Вексельберг выиграл в борьбе за царские яйца у какого-то другого русского бизнесмена.
Россияне в последние годы все активнее покупают предметы искусства на Западе. Самыми востребованными художниками на русских торгах Sotheby's уже несколько лет остаются Шишкин и Айвазовский, растут продажи произведений начала XX века. Оборот русского отдела аукционного дома второй год подряд вырастает вдвое.
Министерство культуры РФ положительно относится к покупкам соотечественников. В конце января 2003 года был изменен порядок ввоза произведений искусства в страну. Теперь надо лишь зарегистрировать предметы для личной коллекции в Министерстве культуры. Прежде за ввоз на таможне брали 30% стоимости. "Новый порядок сделал рынок более открытым, - отмечает Марк Патлис, совладелец арт-галереи "Дача" (основной его бизнес - антикварные ковры). - Раньше неясно было, с какой цены платилась пошлина. Фактически ее сумма зависела от конкретной ситуации, от аппетитов таможенников, от того, как договоришься".
В одном из февральских интервью министр культуры Михаил Швыдкой говорил, что по мере сил будет способствовать развитию арт-рынка в России. По его оценкам, потенциал связанного с искусством бизнеса "уступает лишь телевизионному". Правда, министр отметил, что от цивилизованного бизнеса мы еще далеко.
"Никто не занимается оценкой рынка, маркетингом. Пока в арт-бизнесе крутится не настолько много денег, чтобы этим заниматься", - говорит Василий Бычков, директор ЦДХ и генеральный директор компании "Экспо-Парк Выставочные проекты" (ежегодно проводит ярмарку современного искусства "АРТ Москва" и Антикварный салон). По оценкам галеристов, объем рынка "правильного" современного искусства в России составляет порядка $5 -10 млн в год (Sotheby's иногда пропускает такие суммы за день). Антикварный рынок Олег Стецюра, президент аукционного дома "Гелос", оценивает в $700 млн - 1 млрд.
Все участники арт-рынка отмечают сближение старого и нового искусства. Если раньше антиквариатом считались только вещи, с момента изготовления которых прошло 50 лет, то сейчас сроки смещаются. "Законы антикварного рынка вступают в действие, если нет первичного рынка, нет галеристов, напрямую работающих с автором. Работы Ильи Кабакова 1970-х годов торгуются уже как старое искусство. Через три-четыре года антикварными станут и фотографии Хельмута Ньютона. Сразу после его смерти они подорожали в 2,5 раза", - констатирует исполнительный директор "Айдан-галереи" Илья Вольф.
Одна из острых проблем антикварного сегмента - дефицит особо ценных вещей. "В советское время многое было вывезено", - отмечает Стецюра. К тому же продается много подделок под старину. Кроме того, нет однозначных суждений о художественной ценности предметов. "На Антикварном салоне постоянно кто-то возмущается: "Ой, сколько фальшаков!", но ведь и у экспертов критерии оценки разные, - рассказывает Василий Бычков. - Для кого-то стол с 30% старой фанеровки - антиквариат, а для кого-то нет. В мире тоже по поводу подделок постоянно вспыхивают скандалы. Но, несмотря на все крики, рынок старого искусства растет. Оно рассматривается покупателями как вложение средств, особенно в условиях финансовой нестабильности". По словам Олега Стецюры, в связи с банковским кризисом и изъятием денежной массы из банков взлет активности на последних торгах "Гелоса" составил примерно 30 - 40%: "В конце месяца мы проводим крупный аукцион, от которого ждем еще большего эффекта".

Десять стульев из дворца
Искусство дорожает. Постепенно цены на российском рынке приблизились к мировым. "Иностранцы на нашем рынке не присутствуют уже лет пять, - отмечает Олег Стецюра. - Если раньше контрабандой или другими путями вывозили антиквариат за копейки, то сейчас такие возможности сведены до минимума".
Рост цен на старое искусство подстегивает и интерес к современному. "Оно стало лучше продаваться из-за общего разогрева рынка и из-за усилий организаций, которые им занимаются. Актуальное искусство из маргинального постепенно превращается в престижное", - отмечает Василий Бычков из "Экспо-Парка".
Ни одна московская галерея не декларирует свой оборот, равно как и данные о рентабельности бизнеса. "Окупаемость, доходность, успешность возможны. Однако у каждого галериста свой рецепт, - говорит Марат Гельман. - Это очень индивидуальный бизнес".
Основной доход галерее приносит раскрутка и продажа картин собственных художников. Юридически это партнерство никак не оформляется, поскольку, как признают галеристы, требовать возмещения ущерба с частных лиц в российской судебной системе практически бессмысленно. К тому же бизнес сильно персонализирован и, как правило, у художников и их промоутеров дружеские отношения. На последней выставке Armory Show в Нью-Йорке Елена Селина отказалась продавать американцам работу Александра Виноградова и Владимира Дубосарского: ее возмутило, что покупатели собирались приобрести полотно только из-за того, что картина попала на первую полосу New York Times. После этого художники подарили ей свое полотно.
По оценкам Ильи Вольфа из "Айдан-галереи", в среднем галерея вкладывает в своего художника $5000 - 10 000 в год: новые проекты, выставки, ярмарки. Заграничные вояжи встают арт-бизнесменам в копеечку. До $2000 доходит стоимость упаковки объекта для защиты его от перепадов температуры, вибрации и небрежного обращения грузчиков. В $700 обошлась "Айдан-галерее" доставка произведений искусства из аэропорта до места проведения ярмарки в Нью-Йорке. Стенд может стоить порядка $5000 в России и $10 000 -15 000 на Западе.
Срок окупаемости вложений в раскрутку художника не поддается точным расчетам. Например, 60% работ Марии Погоржельской, жены Александра Виноградова, у "Айдан-галереи" раскупили уже на вернисаже, а в некоторых художников вкладываются без отдачи по 10 лет. Раскрутка имени приносит дивиденды и антикварам: сейчас ресурсы сегмента пополняются за счет менее известных, чем Шишкин с Айвазовским, художников. "В свое время я купил коллекцию художника Федора Федоровского у наследника, - рассказывает Марк Патлис. - Замечательный художник, работал с Бакстом, только тому повезло больше (сейчас цены на рисунки Бакста могут доходить до $1 млн. - Прим. "Ко"). Я уже устроил шесть выставок Федоровского. Отчасти благодаря и моим усилиям цены на него на Антикварном салоне выросли".
Стоимость произведения искусства сильно зависит от истории продаж автора. "Стартовая цена на работы молодого художника определяется чаще всего уровнем жизни в стране, - говорит Гельман. - В дальнейшем цены зависят от международной конъюнктуры". Участники всех рыночных сегментов ориентируются на западные торги. "Если это старые работы (винтаж) известного автора, цены на них обычно уже сформированы на мировых аукционах, - говорит Наталья Григорьева, директор фотогалереи "Братья Люмьер". - Современные отпечатки у меня пока дешевле, чем за границей. А вторичного фоторынка в России практически нет".
Сказывается на цене и судьба произведения - при случае продавцы любят размахивать ксерокопиями с выдержками из мемуаров. "Провенанс (история бытования вещи. - Прим. "Ко") имеет не меньшее значение, чем музейная экспертиза. Фотография известного человека с конкретной картиной на заднем плане прибавит доверия к ее продавцу. Благодаря легенде цена может вырасти на 10 - 50%. А если известно, что из 10 яиц Фаберже, изготовленных по заказу царя, такое-то всегда стояло на его прикроватной тумбочке, цена этого яйца подскочит в десятки раз", - говорит Илья Вольф.

Красиво жить
Сегодня в бизнес-среде принято коллекционировать искусство. Галеристы рассказывают, что им все чаще звонят референты, выясняющие цены и возможную доходность вложений в того или иного художника.
Одна из самых крупных коллекций живописи - у президента компании "Арбат Престиж" Владимира Некрасова. Часть собрания, насчитывающего сегодня около 7000 картин, выставляется в магазинах торговой сети, и гипотетически их можно приобрести. "Картины продаются, поскольку коллекцию надо обновлять, - объясняет Некрасов. - За 7 - 10 лет приоритеты меняются. Да и на рынке интерес смещается от Шишкина и Айвазовского в сторону русской живописи XX века. Сейчас собираю русский авангард группы "Бубновый валет". Для меня коллекционирование предметов искусства является скорее увлечением, нежели инвестиционным вложением. Я не покупаю картины за границей и не участвую в аукционах". В конце года Некрасов собирается открыть музей "Арбат Престиж", где будет выставляться вся коллекция.
Яйца Фаберже после выставки в Кремле и вояжа по регионам тоже могут осесть в музее. Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию компания "Ренова", говорит об идее создания музея частных коллекций, где могли бы экспонироваться собрания видных деятелей бизнеса. Давид Якобашвили из "Вимм-Билль-Данна", например, обладает большой коллекцией музыкальных инструментов. Генеральный директор и создатель компании "Аптечная сеть 36,6" Артем Бектемиров собирает иконы северного письма XVII - XVIII веков. Председатель совета директоров Русского генерального банка Александр Пономаренко, родившийся в Крыму, коллекционирует картины с морскими видами - Айвазовского, Боголюбова, Семирадского и антикварные книги про охоту. "Каждый олигарх уже владеет какими-либо произведениями искусства. Другое дело, что не все решаются ввозить их в Россию. Я думаю, идея создания музея частных коллекций должна иметь успех", - считает Шторх из "Реновы".
Оценив покупательскую активность россиян, на наш рынок выходят западные арт-дилеры. "Недавно устраивали Moscow Fine Art Fair, где был десяток супергалерей и выставлялись работы от Брейгеля до Кандинского. Событие встряхнуло наш рынок: и по уровню представленных вещей, и по уровню организации экспозиции было чему поучиться, - рассказывает Василий Бычков из "Экспо-Парка". - Российские покупатели могли зарезервировать вещи, а потом выкупить их за границей".
Для покупки некоторых актуальных художников клиенты записываются в очередь (листы ожидания есть, например, на работы Александра Виноградова с Владимиром Дубосарским, на Олега Кулика, на Николая Овчинникова). Сегодня богатые люди приходят на вернисажи, как раньше приходили в дорогие рестораны - искусство вошло в моду. Галеристы отмечают, что многие клиенты поражают хорошим вкусом, образованием и пониманием рынка. "Сейчас ставки на арт-рынке гораздо выше, чем возможная норма прибыли, - говорит Марат Гельман. - Ставка номер один - это сбор уникальной коллекции, с которой можно попасть в анналы истории. Ставка номер два - это обозначение себя как современного, богатого, включенного в высшие сферы общества, одним словом, в элиту России. Ставка номер три - коллекционирование как выгодная инвестиция".
Четвертый мотив - стремление облагородить интерьер. Все чаще клиенты приходят к галеристам по совету своих дизайнеров: "Мне нужна узкая картина длиной примерно 80 см, чтобы повесить в проем между окнами". Правда, есть и обратные примеры. По словам Ильи Вольфа из "Айдан-галереи", один из коллекционеров перестраивал пространство под новое приобретение: расширял комнату, чтобы крупное полотно заиграло в интерьере.
Вольф считает, что, если не произойдет больших потрясений, арт-рынок будет становиться все более интересным с точки зрения вложений. "Мы сможем на конкретных примерах показать клиентам, какую доходность дают "голубые фишки", какую - вложение в обанкротившееся предприятие, а какую - в искусство. Сейчас нам не хватает наглядности". В 95% случаев серьезные галереи гарантируют, что покупка у них - выгодная инвестиция, дешеветь этот художник не будет.
Российский арт-рынок развивается по законам западного. В США всплеск инвестиций в искусство пришелся на период падения фондового рынка. Все ведущие инвестбанки - Citigroup, UBS, Deutsche Bank, J.P.Morgan Chase - консультируют клиентов, желающих вложить деньги в искусство. В последнее время подобная услуга появилась и в России. Правда, большинство клиентов по-прежнему обращаются за ней в арт-галереи. Им они доверяют больше.

Ирина Телицына, Марина Шумилина
www.ko.ru
 
Статьи из разных источников
читать далее