name=author>
www.myasnikov.net
Сайт посвящен творчеству художника Мясникова Игоря, галерея картин, живопись, рисунки, акварели, авторская фотография
купить картины для интерьера
КУПИТЬ КАРТИНУ
 
Храм Христа Спасителя
на верх
Краткая историческая справка
Храм Христа Спасителя

В XVI веке на Чертольский холм был перенесен Алексеевский женский монастырь, основанный в XIV столетии митрополитом Алексеем, наставником Дмитрия Донского. Когда в 1837 году было решено строить на этом месте Храм Христа Спасителя, древние постройки Алексеевского монастыря безжалостно снесли, а монахинь перевели в Красное село. Бытует легенда, что настоятельница монастыря прокляла место и предрекла, что более 50 лет ни одно здание здесь не простоит. С одной стороны это как-то не согласуется с христианскими нормами и не находит исторического подтверждения, а с другой – Храм простоял 48 лет, а бассейн на его месте просуществовал – 30.
Храм Христа Спасителя был построен в честь победы России в войне с Наполеоном.

25 декабря 1812 года Император Александр I издал манифест, в котором дал обет построить в честь этого события храм, посвящённый Рождеству Христову. В манифесте говорилось: “В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа”.
Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. Три храма, неразрывно связанных между собой, как Воплощение, Преображение и Воскресение были предусмотрены проектом. В нижнем храме, который оканчивался бы мрачными катакомбами, предполагалось похоронить тела павших в 1812 году. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма на Воробьёвых горах, но дальше земляных работ дело не пошло, проект был признан неосуществимым.

В 1832 году Император Николай I утвердил новый проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Закладка нового храма была совершена в 1839 году святителем Московским Филаретом в присутствии Государя на месте, лично им выбранном.

Величественный храм строился почти сорок лет (с 1839 по 1883 гг.) – со всей возможной тщательностью, действительно на века.

В 1860 году наружные леса были разобраны и храм, открытый со всех сторон, впервые явил москвичам своё величие. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено было наименование кафедрального во имя Христа Спасителя собора. К 1881 году закончились работы по устройству набережной и площади возле храма, подошли к концу и работы по внутренней росписи. Наконец, в праздник Вознесения Господня, 26 мая 1883 года, с необыкновенной торжественностью, невиданной ранее в Москве, в присутствии Императора Александра III и всей Императорской Семьи совершено было освящение храма митрополитом Московским Иоанникием.
  И, вспомянув былые битвы,
Народ, представ у алтаря,
Послал горячие молитвы
За Русь, за Веру, за царя.

Снаружи храм имел богатое скульптурное убранство, а внутри – росписи. В плане собор представляет равноконечный крест. Здание венчают пять глав. Вокруг всего храма внутри - коридор-галерея. Толщина кирпичных стен - 3м. 20 см. Внешняя часть украшалась двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых были отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого.

Вся внутренняя облицовка выполнялась из двух сортов русских камней – лабрадора и шошкинского порфира и пяти сортов итальянских мраморов.

Лучшие русские живописцы – В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской – украшали Храм. Роспись главного купола – Господь Саваоф, сидящий и благословляющий, с Сыном Божиим и Духом Святым, в виде голубя – выполнил профессор Марков. Внутри Храма стены увешаны мраморными плитами, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Храм стал самой большой постройкой Москвы, он мог вместить около 10 тыс человек.

Храм стал вторым после Кремля духовным центром города, занимал очень большое место в жизни каждого – скольких младенцев крестили в нём, сколько было совершено венчаний!

После революции Храм Христа Спасителя лишился государственного содержания, но верующие не смирились с политикой новых властей по умерщвлению православной святыни, и в начале 1918 года было создано Братство Храма Христа Спасителя, взявшее на себя все заботы о храме.

Вскоре власти приступили к подготовке “общественного мнения ”, которое должно было поддержать идею строительства на месте православной святыни сооружения, символизирующего новую безбожную эпоху. Таким символом стал Дворец Советов. Летом 1931 года на заседании Комитета по делам культов рассматривался вопрос “о ликвидации и сносе храма Христа Спасителя в г. Москве”. Принятая резолюция гласила: “В виду отвода участка, на котором расположен Храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести...” Проект Дворца Советов был настолько грандиозен, что его можно отнести к архитектурным утопиям нашего века. Над городом должна была подняться огромная (415 м высотой) башня, увенчанная фигурой “вождя мирового пролетариата”.

Итак, Храм Христа Спасителя был обречён на уничтожение. 5 декабря 1931 года прозвучали взрывы, унесшие в небытие величавый храм – памятник. Люди, присутствовавшие при этом, плакали, многие становились на колени, молились. Но, конечно, помешать ничем не могли. Перед этим храм был ограблен. Золото, бронза, медь, свинец, плиты цветного и белого мрамора, мозаики из полудрагоценных камней, зеркальное стекло – всё это было украдено и без стеснения использовано советской властью для своих нужд. Великолепный алтарь был разорён, снятые росписи постигла та же участь, частично они сохранились в музеях.

Вырыли гигантский котлован, соорудили фундамент, металлические конструкции, но началась Великая Отечественная война, и строительство прекратили. В 1941 году из конструкций каркаса сваривали противотанковые “ежи”. После войны было не до дворца. В итоге - на месте Чертольского холма появилась яма бассейна “Москва”.

В конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение Храма Христа Спасителя.

В июле 1992 года Президент России издал указ о создании Фонда возрождения Москвы – в перечне объектов, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя.

Весь 1995 год шло строительство, темпы которого потрясали всех – и сторонников и противников восстановления, и к началу 1996 года Храм уже стоял в центре Москвы. 28 марта Святейший Патриарх освятил главный крест возрождённой святыни, который был поднят и установлен на куполе. Размеры креста 9,6 на 6 м, вес – более трёх тонн.

И свершилось! Свершилось то, чего не ожидали и о чём молились православные верующие столицы и всей России на протяжении шести с половиной десятилетий. Вновь звонят колокола, сияют кресты над золотыми куполами величественного Храма, занявшего исторически принадлежащие ему место у Москвы-реки, неподалёку от стен древнего Кремля.

Но как – взгляните – чуден этот вид!
Остановитесь тихо в день воскресный –
Ну, не мираж ли сказочно-небесный
Возник пред вами, реет и горит?
Время отдыха
Хорные малые арки
за работой на западной подпружной арке
Храм Христа Спасителя
Хорные малые арки
·Храм Христа Спасителя

·Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г.Москва

·Храм Усекновение Главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г.Москва

·Богоявленский Кафедральный Собор

·Успенский Собор Крутицкого Патриаршего подворья г.Москва

·Храм Вознесения Господня г.Звенигород

·Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Петропавловске-Камчатском
Храм Христа Спасителя фото 1903 года
Яндекс.Метрика