www.myasnikov.net
Сайт посвящен творчеству художника Мясникова Игоря, галерея картин, живопись, рисунки, акварели, авторская фотография
купить картины для интерьера
КУПИТЬ КАРТИНУ
Знаменитые картины на сайте.
 
Знакомство со стилем.
АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
АВАНГАРД, Авангардизм
АКАДЕМИЗМ
АМПИР или Стиль Империи
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
АР ДЕКО
АР ИНФОРМЕЛЬ
АР НУВО (модерн)
БАРОККО
БОЛЬШОЙ СТИЛЬ, или стиль Людовика XIV
ГОТИКА
ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ
ДАДА (дадаизм)
ДЕ СТЕЙЛ
ИМПРЕССИОНИЗМ
КЛАССИЦИЗМ
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КУБИЗМ
КОНСТРУКТИВИЗМ
КОРОЛЕВСКИЕ СТИЛИ
ЛЮДОВИКА XI СТИЛЬ
ЛЮДОВИКА XII СТИЛЬ
ЛЮДОВИКА XIII СТИЛЬ
ЛЮДОВИКА XIV СТИЛЬ - см. "Большой стиль".
ЛЮДОВИКА  XV  СТИЛЬ  -  см.   Рококо.
ЛЮДОВИКА XVI СТИЛЬ - см. Неоклассицизм.
ЛЮДОВИКА XVIII СТИЛЬ - см. Неорококо, или второе рококо, стиль Реставрации.
МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ
МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ
МАНЬЕРИЗМ
МАССОВОЕ ИСКУССТВО
МИР ИСКУССТВА
МОДЕРН
МОДЕРНИЗМ
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
МИНИМАЛИЗМ
НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ
НАТУРАЛИЗМ
НЕОКЛАССИЦИЗМ
ОП-АРТ
ПОМПЕЙСКИЙ, ПОМПЕЯНСКИЙ СТИЛЬ
ПОП-АРТ
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
ПРИМИТИВНОЕ ИСКУССТВО
РЕАЛИЗМ
РЕНЕССАНС
РОКОКО
РОМАНИЗМ
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
РОМАНТИЗМ
РУССКИЙ ЛУБОК, ЛУБОЧНЫЙ  СТИЛЬ
РУССКИЙ СТИЛЬ
САЛОН, САЛОННОЕ ИСКУССТВО
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ   РЕАЛИЗМ
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
СУПРЕМАТИЗМ, "СУПРЕМУС"
СЮРРЕАЛИЗМ
ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СТИЛЬ
ФЛОРАЛИЗМ, ФЛОРЕАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ, СТИЛЬ
ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
В.Г.Власов"Стили в искусстве"
Словарь художественных направлений и стилей

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х годах. Художники этого направления использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, а иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем окончательный результат. Другие представители направления стремились придать произведениям безмятежность и загадочность. Не все произведения были чисто абстрактными (Виллем де Кунинг, Филип Гастон) или экспрессивными (Барнет Ньюмен, Марк Ротко), но все художники разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить запечатлеть творческие силы подсознания.
Создателем абстрактного экспрессионизма считается художник В. Кандинский, его первая абстрактная акварель появилась в 1910 г.

АВАНГАРД, Авангардизм
Французское слово (avantgard, avantgardisme от avant - передовой и garde - отряд). Авангард - условное название всех новейших, экспериментальных взглядов, концепций, течений, школ, творчества отдельных художников XX в. Авангардизм - тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчества, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие, противоположное академизму.

АКАДЕМИЗМ
В наиболее широком значении академизм - термин, применяемый для обозначения консервативных тенденций в искусстве, а также художественных течений, представители которых догматически следуют канонам, авторитетам, классическим образцам, признанным идеальными и непревзойденными. Их ценность считается не зависящей от места и времени. Исторически академизм связан с деятельностью первых художественных учебных заведений конца XVI - начала XVII вв., названных академиями, в которых обучение было ориентировано на закрепление великих достижений мастеров предшествовавших эпох: античности и Итальянского Возрождения.

АМПИР или Стиль Империи
(франц. Empire империя) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
(от лат. Antiquus - древний) - исторический тип искусства. Античностью называют эпоху Древней Греции и Рима.

АР ДЕКО
(франц. Art Deco по названию выставки 1925 года в Париже "Art Decoration" - "Декоративное искусство") - художественный стиль, получивший распространение, главным образом в оформлении интерьера, в большинстве европейских стран и США в 1920-1930 х годах.
Главной задачей этого стиля было создание иллюзии благополучия и "былой роскоши" в годы "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами. Это был последний "новый" стиль, сознательно орентированный в прошлое. В нем соединились разнородные элементы Неоклассицизма и Модерна, влияния Русских Балетных Сезонов в Париже, экзотического восточного и примитивного искусства.

АР ИНФОРМЕЛЬ
Французское слово informel обозначает "бесформенный", а вовсе не "неформальный". В 1950-е годы художники Ар информель были заняты поиском новых способов создания образа, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (см. кубизм, экспрессионизм). Отказавшись от геометрических и фигуративных форм, они поставили своей целью открытие нового художественного языка. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Ар информель крайне разнообразно, но всех их объединяет свободная живописная манера и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США. Ар информель было очень широким движением и включало живописцев как фигуративной, так и абстрактной ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании. Италии и Германии.

АР НУВО (модерн)
Французский термин "L`Art nouveau" обозначает буквально "новое искусство" и применяется для обозначения декоративного стиля архитектуры и дизайна, который возник и Европе и Соединенных Штатах Америки в 1890-е годы. Для стиля Ар нуво были характерны изогнутые линии и округлые органические формы, например: стебли, листья и лепестки цветков. Живопись Ар нуво отличается причудливой орнаментальностью и обилием изысканных женских фигур с длинными струящимися волосами (Густав Климт). Утонченное графическое творчество Обри Бердсли демоистрирует тенденцию к эротизму и декадансу (Эгон Шиле), а искусство Чарлза Ренни Макинтоша представляет более сдержанным геометрический вариант стиля. Испанский архитектор Антонио Гауди воплотил в стиле модерн свои фантастические видения.

БАРОККО
(итал. Barocco через исп. От португ. Baroco - причудливый, дурной, неправильный, испорченный). Термин "барокко" имеет в истории искусства множество значений.
Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиях, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв.
Стиль Барокко замечателен тем, что впервые в истории мирового искусства в нем соединились, казалось бы, несоединимые компоненты: Классицизм и Романтизм. До XVI-XVII столетий Классицизм и Романтизм существовали как два независимых, во всем противоположных художественных направления, две тенденции художественного мышления.

БОЛЬШОЙ СТИЛЬ, или стиль Людовика XIV
Художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, "золотого века" французского искусства, связанного с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715). Соединял элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем "Большой стиль" выражал идеи торждества национального единства, процветания и сильной, абсолютной королевской власти. (Версаль)

ГОТИКА
Готический стиль (лат. Gothi - готы) - исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV веках. Он возник на основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского мировозрения. Готика характеризует третий, заключительный этап развития средневекового искусства Западной Европы.

ГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Византийское и традиционное древнерусское иконописание, противопоставляемое западным, католическим алтарным картинам эпохи Возрождения, а также новейшему, проникавшему на русские земли в XVII веке с Запада "фряжскому стилю". В середине XIX века тоже, что стиль "неогрек" в западноевропейском искусстве или "русско-византийский" стиль в России.

ДАДА (дадаизм)
Название дада, сознательно лишенное смысла, обозначает международное направление анти-искусства, которое существовало с 1915 по 1922 год. Центром деятельности дадаистов было Кабаре Вольтер в Цюрихе, где единомышленники-поэты, художники и писатели - собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, "шумовой" музыки и автоматического рисунка. Дадаизм был резкой реакцией на снобизм и консервативность художественного истеблишмента. Типичное произведение дадаизма - реди-мейд - представляет собой тривиальный предмет, изъятый из среды естественного бытования и выставленный как объект искусства. Движение дада с его культом иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма 1920-х годов.

ДЕ СТЕЙЛ
Журнал и направление под этим названием были основаным в 1917 году в Голландии Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом. Они считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку достижимым в результате полного очищения. Их произведения отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными.
Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно отражать тайну вселенной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы.

ИМПРЕССИОНИЗМ
Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Импрессионистов занимала проблеме взаимоотношения цвета и света, свои картины они писали отдельными мазками чистых, несмешанных красок. Они совершили также переворот в области сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных композиций и обратившись к изображению сцен повсе-дневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхож-дением картине Клода Моне Впечатление. восход солнца (от французского impression - впечатление), поздней серией Водяные лилии с ее самостоятельной декоративной игрой колорита Моне проложил дорогу абстрактной живописи.

КЛАССИЦИЗМ
В отличие от классики, классицизм - не качественное, а функциональное понятие, оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм)
(англ, conceptional art от concept - идея, общий замысел и art - искусство)
В концептуальном искусстве лежащая в основе произведения идея (концепция) оказывается важнее мастерства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960 х годов и существовал во множестве разнообразных проявлений. Концепция может воплощаться различными способами, в том числе с помощью текстов. карт, видеофильмов, фотографий и перформансов. а произведение может выставляться в галерее или быть созданным "на местности" В некоторых случаях сам пейзаж становится составной частью произведения - как, например, в лейд-арте Ричарда Лонга или скульптурах Кристо. Концептуализм заимствует свои идеи из философии, феминизма, психоанализа кино и политики. Образ художника как генератора идей, а не создателя вещей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения  искусства.

КУБИЗМ
Этот новаторский метод создания живописного образа был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в первом десятилетии XX века. Абстрактное и геометрическое, на первый взгляд, искусство кубизма передает однако реальные объекты.
Они лишь "расплющены" на холсте так что разные грани
одного и того же предмета показаны с разных точек зрения.
Вместо того, чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве,
как это пытались делать художники начиная с периода возрождения, кубизм воспроизводил объекты в категориях двухмерной плоскости. Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства.

КОНСТРУКТИВИЗМ
(лат. Costructio - построение)
Конструкция - функциональный тип структуры, построение, способ связи частей в зависимости от их функции.
В архитектуре - это строительная конструкция, обеспечивающая правильную работу отдельных частей здания и его прочнось. В классической архитектуре такую конструкцию называют ордером (дорический стиль, дорический ордер).
В живописи, рисунке, графике и скульптуре также есть свои конструктивные связи, обеспечивающие "зрительную прочность", целостность изображения.
В изделиях прикладного искусства их конструкция вытекает непосредственно из утилитарной функции. В изобразительном искусстве конструкцию как функциональную целостность следует отличать от смыслового, художественно-образного единства, являющегося более высоким уровнем организации композиции. Любая композиция, однако, всегда включает "изобразительную конструкцию" в качестве формальной основы, имеющую ярко выраженный геометрический характер. Поэтому такую конструкцию иначе называют "геометрией" художественного произведения. Противоположное понятие - деструкция (от лат. destructio - разрушение).
В истории художественных стилей конструктивные и деструктивные тенденции взаимосвязаны. Классицизм более конструктивен, чем Барокко, имеющее тенденцию к разрушению рациональной классичской конструкции. Деструктивными стилями являются Рококо, "пламенеющая готика", Ар Нуво; конструктивными - Ампир и Бидер-майер.

КОРОЛЕВСКИЕ СТИЛИ
- историко-ретональные стили европейского искусства Начиная с эпохи Возрождения, история искусства, прежде всего Франции, подразделяется на периоды, соответствующие годам правления королей. Это объясняется главным образом тем, что в отличие от Италии, где возрождение искусства былс связано с демократическим движением городов и их борьбой за независимость, французская ренессансная культура носила исключительно аристократический, придворный характер и выражала идеологию абсолютизма королевской власти. Известны следующие французские "королевские стили":
Карла V (1364-1380) - французская Готика;
Карла VII (1422-1461) - "пламенеющая готика", проторенессанс;
Людовика XI (1461-1483) - проторе нессанс;
Карла VIII (1483-1498) - переходный стиль от Готики к Ренессансу;
Людовика XII (1498-1515) - начале Ренессанса;
Франциска I (1515-1547) - см. Фонтенбло, стиль, школа;
Генриха II (1547-1559) - зрелый Ренессанc;
Генриха IV (1589-1610) - поздний Ренессанс;
Людовика XIII (1610-1643) - поздний Ренессанс с элементами Маньеризма и Барокко;
Людовика XIV (1643-1715) - см. "Большой стиль";
Регентства (1715-1720) - переходный, раннее Рококо;
Людовика  XV  (1720-1765)  - Рококо;
Людовика XVI (1774-1789) - Неоклассицизм;
Директории   (1795-1799);
империи Наполеона I (1804-1815) - см. Ампир;
Людовика XVIII (1815-1824), Карла X (1824-1830), Луи-Филиппа (1830-1848) - стиль Реставрации, см. Неорококо, или второе рококо;
Наполеона III (1852-1870) - Второй Ампир.
Аналогичная периодизация "Королевских стилей" принята в истории английского искусства;
Генриха VIII Тюдора (1520-1550) - см. Тюдор-Ренессанс;
Елизаветы I (1558-1603) - см. елизаветинский ренессанс;
Якова I Стюарта (1603-1625) - раннее Барокко, см. Якова стиль;
Карла I (1625-1640) - переходный стиль к английскому Классицизму;
Карла II (1660-1685) - см. реставрации Стюартов стиль;
Вильгельма III   Оранского   и   королевы
Мэри (1689-1702) -  см. Марии  стиль;
королевы Анны (1702-1714) - см. Анны стиль;
Георга I (1714-1727), Георга II (1727-1760), Георга III (1760-1820), Георга IV (1820-1830) - см. георгианский стиль; Регентства стиль в Англии;
королевы Виктории (1830-1901) - см. "викторианский стиль".
В Испании известны стили исабеллино и фердинандино.
В России царствующие особы считали делом чести создание оригинального художественного стиля, прежде всего в области архитектуры, и стремились прославить свое царствование возведением величественных сооружений. Многие из них имели необходимые знания, чтобы непосредственно участвовать в этой деятельности, направляя работу архитекторов, художников, декораторов. Отсюда периодизация в истории архитектурных стилей Петербурга:
"петровское  барокко" (1703-1725);
аннинский период правления Анны Иоановны (1730-1740);
елизаветинское рококо (1741-1761);
екатерининский классицизм (1762-1796), (см. также царскосельский классицизм);
павловский романтизм (1796-1801);
александровский  классицизм (1801-1825);
николаевская готика, николаевский ампир (1825-1855);
Александра II период (1855-1881);
Александра III период (1881-1894).
В Германии известен штауфеновский ренессанс (1194-1250) и фридерианское рококо (1740-1786).

ЛЮДОВИКА XI СТИЛЬ
(франц. style Louis XI) - поздняя французская Готика, проторенессанс. Совпадает с годами правления французского короля Людовика XI (1461-1483). Стиль Людовика XI является переходным между стилями Карла VII и Карла VIII.

ЛЮДОВИКА XII СТИЛЬ
(франц. style Louis XII) - переходный стиль от поздней французской "пламенеющей готики" к эпохе Ренессанса Франциска I (см. Фонтенбло стиль, школа). Совпадает с годами правления короля Людовика XII (1498-1515). Два военных похода короля Людовика в Италию способствовали проникновению в архитектуру Франции мотивов итальянского Классицизма, ордерной декорации фасадов. Но они причудливо соединялись с готической строительной конструкцией и средневековой, замковой планировкой дворцов, Поэтому настоящий французский Ренессанс наступил лишь в годы правления Франциска I (1515-1547) и Генриха II (1547-1559).

ЛЮДОВИКА XIII СТИЛЬ
(франц. style Louis XIII) - стиль французского искусства переходного времени от позднего Ренессанса - стиля Генриха IV к "Большому стилю" Людовика XIV, совмещающего в себе элементы Классицизма и Барокко. В годы правления Людовика XIII (1610-1643) было завершено строительство парижского Лувра и охотничьего замка короля в Версале - сооружения в стиле позднеготической архитектуры с мотивами ренессансного декора. Характерным элементом резной мебели Стиля Людовика XIII была "алмазная грань". В оформлении интерьера - покрытые красочной росписью гротесками деревянные балки потолков и резные панели по стенам, а так же тканые ковры - шпалеры. Мебель импортировалась из Италии, Германии и Испании. Своей почти не производили.

ЛЮДОВИКА XIV СТИЛЬ - см. "Большой стиль".
ЛЮДОВИКА  XV  СТИЛЬ  -  см.   Рококо.
ЛЮДОВИКА XVI СТИЛЬ - см. Неоклассицизм.
ЛЮДОВИКА XVIII СТИЛЬ - см. Неорококо, или второе рококо, стиль Реставрации.

МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ
(от лат. Mauretania - Мавретания - земля мавров от лат. mauri, греч. mauros - темный) - условное название различных стилизаций и неостилей второй половины XIX в., воспроизводящих особенности арабского и испано-мавританского искусства. В эпоху Историзма считалось романтичным и престижным оформлять в "восточном вкусе" курительные и кофейные комнаты, ванные - под серали. Отели и бары получали название "Альхамбра". Эта мода возникла еще в начале XIX в. во французском Ампире, в связи с увлечениями египетскими мотивами - Египет тогда находился в сфере арабо-мусульманской культуры, а затем в период охватившего всю Европу движения "национального романтизма". Однако мавританский стиль - более правильно неомавританский - был вторичен и эклектичен, так как включал разнородные элементы ближневосточного, турецкого, индийского, персидского и даже китайского искусства. Этот смешанный
стиль иногда называли "стилем сарацинов" (от лат. saraceni - - античное название жителей Аравии; см. также сарацинские ковры). Другое название - - "стиль мореск" (от франц. moresque - мавританский; сравн. "тюркри").

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ
(см. голландский стиль, "голландское барокко") - художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины "малых голландцев" предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства.
Художественная жизнь "золотого века" голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии   насчитывалось более двух тысяч живописцев, а  вместе с южными Нидерландами   -  более трех.  Я. Рейсдал   написал за свою жизнь более тысячи картин, Г. Доу   -   триста   девяносто,   Я. Стен   - восемьсот девяносто, А. Кейп - более восьмисот,  А.   фан  Остаде  - девятьсот  двадцать.   Художники  писали  картины  целыми партиями,   деля   с   торговцами   доходы,   и часто  налаживали   настоящий  конвейер   по их   производству.   В   среднем   голландский живописец, специализирующийся  в  "малом жанре"  пейзажа,  натюрморта,  исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем   большинстве   случаев   индивидуальные различия стиля  и  манеры живописцев были   не   столь   существенны   и   на  первый план  выступал  жанр,   сюжет  и  отработанная   совместно   стилистика   школы.   Ни   в одной  другой   национальной  школе,  кроме голландской,   так  далеко  не  заходила  специализация   живописцев   внутри   каждого жанра.   Арт   фан   дер   Hep   писал   только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп  -   зимние,   Эгберт   фан   дер   Пул   - "ночные   пожары".   Корабли   на  рейде   писали   Я. Порселлис   и   С.   де   Флигер,   виды равнин - Ф. Конинк, интерьеры церквей - П. Я. Санредам,   А.   де Лорм,   натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де   Хем.   Мастерами   бытовых   сцен   в   интерьерах    были    П.    де    Хох,    Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала  совместная работа  различных  художников   над   одной   картиной   -   один   писал небо, другой - зелень, третий - фигуры, а также изменение подписей художников с целью   более   выгодной   продажи,   бесчис-
ленные повторения, тиражирование и варьирование   наиболее   удачных   с   коммерческой   точки   зрения   картин,   дописывания, подновления   и   переделки   старых.  На  широкую   ногу   был   поставлен   конвейер   по производству картин в мастерской М.  фан Миревелта   в   Гааге.   Но   удивительно,   несмотря  на свои   малые размеры  и  специализацию  живописцев,   вынужденных  как  и все   ремесленники,   чутко   реагировать   на вкус публики и  характер спроса,  картины "малых голландцев"  - подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью   формы,   ясностью   композиции,  цветовых  решений  и  ювелирной техникой.  Черные лакированные рамы придают   им   еще   большую   красоту.   Благодаря мастерству   художников,   многие   картины выглядят   современней   самой   современной живописи.    Произведения   малых   голландцев  совершенны.  Так  целостно и  органично  было   их  мироощущение!

МАНЬЕРИЗМ
(итал. manierismo - вычурность, манерничанье от maniera - прием, способ) - название, условно обозначающее кризисные стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI в. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствуют скудости замысла, вторич-Ности и подражательности идей. В Маньеризме ощущается усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого Художественного стиля в различные исторические эпохи.

МАССОВОЕ ИСКУССТВО
(от греч. massa - глыба, кусок, ком, первичная материя) - искусство, рассчитанное на самый широкий круг зрителей; общедоступное, простое по форме, понятное всем. Понятие, противоположное элитарному искусству. Имеет различные смысловые оттенки. В положительном смысле слова массовым является народное творчество, искусство примитивов, наивное искусство, в котором простота формы искупается искренностью, непосредственностью художественного чувства и следованием исторической традиции. В негативном смысле массовым презрительно именуют суррогат, подделку, невзыскательное отношение к искусству. Крайнее выражение подобного массового искусства - китч (сравн. Салон, салонное искусство).

МИР ИСКУССТВА
МИРИСКУСНИКИ - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В "Мир искусства" входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией (см. академизм), и натурализма художников-иередвидсныков.
Возникновению объединения "Мир искусства" предшествовал маленький домашний "кружок самообразования" на квартире А. Бенуа, где собирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, а затем Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере, А. Нурок, К. Сомов. Весной 1898 г. в музее училища барона Штиглица усилиями Дягилева была организована первая художественная выставка "русских и финляндских художников", в том же году возник журнал "Мир искусства", субсидируемый М. Тенишевой и С. Мамонтовым.
Лозунгом кружка было "искусство для искусства" в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественного течения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждый шел своим путем.
Искусство "мирискусников" возникло "на острие тонких перьев графиков и поэтов". Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию из Европы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московских символистов "Весы", "Золотое руно". Рисунок узорных оград Петербурга соединился с устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина, М. Врубеля, В. Васнецова, С. Малютина по созданию "русского национального стиля". На страницах журнала "Мир искусства" увлечение творчеством современных финских художников как "наиболее близких" соседствовало с "ориентальными оргиями Бакста" и "лукавым примитивизмом Билибина и Нарбута, историческими стилизациями Бенуа и Сомова, петербургским символизмом Добужинского".

МОДЕРН
"СТИЛЬ МОДЕРН" (франц. moderne от лат. modernus - новый, современный) - период развития европейског го искусства на рубеже XIX-XX вв., главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество Историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия - отсюда название. Поэтому термин "модерн" следует отличать от общего смысла слова "современный" или "современное искусство", а также термина "модернизм" обозначающего все наиболее авангардистские, экспериментальные и формалистические течения в искусстве XX в. Хронологические рамки искусства Модерна очень узки, всего каких-нибудь тридцать лет приблизительно 1886-1914 гг. Однако Модерн - это не один какой-либо стиль, множество различных стилей и течений составляющих период, может быть, не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Рубеж XIX-XX вв. имел "значение этап завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начавшийся еще в античности.
Модерн - это сказочность, миф, мир иллюзий, быть может, чем-то похожий на эпоху Готики. Ведь Неоготика была одним из важных стилевых течений искусства Модерна. Идеалы Модерна не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многообразных течениях. Эти течения были не только разными, но, подчас, взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой: орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное...
Среди основных течений искусства Модерна  обычно  выделяют:
-   флореальное,  или  "Ар Нуво";
-   неоромантическое   (национально-романтическое);
-   рациональное,   или  геометрическое;
-    "неопластицизм",   или   "органическую   архитектуру";
-   неоклассицизм.

МОДЕРНИЗМ
(франц. modernisme от лат. modernus - новый, современный) - общее обозначение художественных тенденций, течений, школ, деятельности отдельных мастеров XX в., порывающих с традициями искусства и считающих формальный эксперимент основой своего творческого метода. В этом смысле модернизм - то же, что авангардизм, формализм и противопоставляется академизму. К модернизму в изобразительном искусстве относятся: все течения постимпрессионизма - фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстрактное искусство, его геометрическое направление (см. супрематизм) и абстрактный экспрессионизм, или ташизм, символизм, сюрреализм, а также множество более мелких течений постмодернизма. Непримиримый противник всяческого модернизма А. Бенуа писал в 1916г., что он не чувствует на выставках модернистов главного: "природы искусства", они свидетельствуют лишь, о "духовном обнищании общества" и на них ему становится "просто скучно".

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
(франц. monumentalite от лат. monere - напоминать). Монумент - памятник, произведение искусства, созданное для увековечения памяти о каком-либо важном историческом событии или герое и потому рассчитанное на длительное время, отсюда - монументальный - особо прочный, долговечный, в переносном смысле слова, выдающийся, значительный как по содержанию, так и по форме, иногда просто большой, огромный. Всеми этими свойствами в первую очередь обладает архитектура. Поэтому под словом монументальный часто имеют в виду архитектурный или связанный с архитектурой, например: монументальная роспись, монументальная скульптура. Но монументальность как художественное качество значительности, величественности, масштабности образа, может быть присуща любому произведению в различных видах искусства. Монументализм - тенденция или свойство художественного мышления, обеспечивающее особую значительность, масштабность в пространстве и во времени, соотносящие произведение искусства с культурно-исторической средой. Поэтому нет отдельного монументального стиля, но есть художественные качества монументальности, закономерно связанные с явлением декоративности, ансамблевого смысла художественного образа. Противоположное значение - камерность (см. также мегаломаны).

МИНИМАЛИЗМ
Направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960 -1970-е годы главным образом в США. Как явствует из названия, искусство минимализма сведено к основной сущности, оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же ввремя минимализм способен вызвать ощущение возвышенного. Скульпторы, работавшие часто большими сериями, для создания своих геометрических композиций использовали промыш-ленные технологии и материалы, такие, как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки. Подобная скульптура не прибегает к иллюзионистическим приемам, а рассчитана на тактильное восприятие. Минимализм возник в ответ на излишнюю эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господ-ствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.

"НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО" "НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ"
Нарышкинский стиль - условное название стиля русской архитектуры конца XVII в., связанного с деятельностью ближайших родственников Петра I Нарышкиных - молодого боярского рода, к которому принадлежала мать Петра, вторая жена Алексея Михайловича Наталья Кирилловна. В стиле "нарышкин- ского барокко" соединились традиции русского белокаменного узорочья с новыми веяниями западноевропейской архитектуры. Корни этого стиля следует искать в самом начале XVII столетия. В 1613г., после "смутного времени", изгнания поляков из Москвы и избрания на царство Михаила Романова, началось интенсивное строительство, главным образом в Москве. Заново отстраивался Кремль, по всему городу возводилось огромное количество новых церквей. Все это привлекало в столицу большое количество русских и иноземных мастеров. Оживленные контакты с Украиной, Белоруссией, Италией, Голландией привели к тому, что молодые русские зодчие в своей работе пользовались книгами и гравюрами, в большом количестве привозимыми с Запада, в частности особенно популярной Библии Пискатора. Увиденные в них мотивы они "переиначивали" на свой лад и вкус. Это было время рождения нового стиля в архитектуре, иконописи, декоративном искусстве.
Главной особенностью русского искусства XVII столетия была свобода, живописность композиции, смелость сочетания самых разных, на первый взгляд несоединимых элементов. Так, в иконописи и фреске соединялись традиции византийского искусства, русского национального фольклора и западноевропейские приемы изображения (см. строгановская школа; ярославская школа архитектуры, иконописи и фрески; фламский, флемский стиль). В архитектуре строгая симметрия уступала место свободной планировке асимметричного, как бы изнутри растущего, разворачивающегося в пространстве объема с множеством прихотливо расположенных куполов, шатров, башен, галерей-гульбищ, внутренних и наружных лестниц. Распространялась нарядная двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, подчеркивавшая узорчатые обрамления стен, оконных и дверных проемов, широко использовались многоцветные поливные изразцы. Все эти декоративные приемы в русской архитектуре XVII в. получили название "русского узорочья".

НАТУРАЛИЗМ
(франц. naturalisme от лат. natura - природа, естество) - в широком смысле слова тенденция к максимально точному изображению, фиксированию отдельных явлений действительности во всей их конкретной полноте без учета связей и отношений с другими явлениями, а также субъективно-эмоционального и интеллектуального отношения к ним художника. В различные исторические эпохи натурализм проявлялся в разных художественных стилях: в "натуральном стиле" искусства первобытных охотников, архаических стилях древних культур, наивном искусстве. В тех случаях, когда натуралистическая тенденция начинала определять характер мышления художника, натурализм выступал в качестве творческого метода. Конечная цель натуралистического метода - - абсолютная иллюзорность. Однако такой нату- можно было бы видеть все листья на дереве, каждую черепицу на крыше, а на черепицах мох, насекомых..." ' Ведь известно, что даже простое зрительное восприятие обладает даром отбора и обобщения. В еще большей степени - изобразительное искусство, так или иначе связанное ограничениями материала. Поэтому, когда художник специально ставит натуралистическую задачу, он, как правило, достигает обратного.


НЕОКЛАССИЦИЗМ
(франц. style neoclas-sique, нем. Neoklassizismus от греч. neos - новый и см. Классицизм) - возрождение классических традиций и классических форм в искусстве, ретроспективная тенденция художественного мышления, стремление к "очищению" форм, возвращению к вечным идеалам античности. В своем глубинном значении это стремление имеет романтическую окраску, является одним из проявлений Романтизма. В истории искусства Западной Европы Неоклассицизмом принято называть Классицизм второй половины XVIII в. с тем, чтобы отличать его от Классицизма Итальянского Возрождения XVI в. и "Большого стиля" Людовика XIV в искусстве Франции XVII столетия. В русском искусстве в той степени, в какой это происходило в искусстве Италии или Франции XVI-XVII вв., классицистические формы не развивались, поэтому русское искусство второй половины XVIII в. называют просто Классицизмом, а неоклассицизмом - соответствующее течение в искусстве Модерна начала XX в.
Родиной Неоклассицизма была Франция. После триумфа "Большого стиля" и рождения Рококо Франция оставалась законодательницей художественных стилей для всей Европы (см. восемнадцатого века искусство). Однако мироощущение самих французов менялось. Безудержная вычурность Рококо, особенно в работах Ж.-О. Мейссонъе и Ф. Кювилье, стала надоедать, да и все возможности рокайля были исчерпаны. В 1740-х гг. обнаруживались стремления художников повернуть обратно к Классицизму. Сама маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, увлекаясь античным искусством, начала вводить в моду стиль "a la grecque" (см. "помпадур стиль"). Ее начинания продолжила мадам Дюбарри.

ОП-АРТ
Направление абстрактного искусства, получившее развитие в 1960-е годы. Оп-арт (сокращение от английского optical art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения.

ПОМПЕЙСКИЙ, ПОМПЕЯНСКИЙ СТИЛЬ
Помпейский стиль (от лат. Pompeji - город в Италии близ Неаполя и см. стиль) - в первоначальном значении - художественный стиль архитектуры, скульптуры и в особенности декоративных росписей, сохранившихся в древнеримских городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, за несколько дней погибших под слоем пепла при извержении вулкана Везувия в 79 г. н. э.

ПОП-АРТ
(англ. Pop Art от popular art - популярное, естественное искусство) - течение в авангардном искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х гг., в котором изобразительное творчество подменялось композициями из реальных объектов, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях. Тем самым раскрывались "новые аспекты реальной действительности". Течение поп-арта Развилось из дадаизма, оно символизировало "выход" искусства в область массовой культуры, коммерческой рекламы, моды, конъюнктуры рынка и, несмотря на Ироничность, стремление к эпатажу, унаследованные от дадаистов, являлось не художественной, в большинстве случаев, даже не эстетической деятельностью. Основ-
ной категорией поп-арта был не образ, а "обозначение" (лат. designatio), избавляющее автора от "рукотворного" процесса изображения чего-либо. Этот термин ввел М. Дюшан с целью "расширения понятия искусства за пределы собственно художественного рода деятельности". Наиболее известными представителями поп-арта, отражавшего прагматизм технической цивилизации, совершенно закономерно стали не французы, а американцы Э. Уорхол, Дж. Сигал, Р. Раушенберг, К. Ольденбург.

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
(франц. postimpressionisme от лат. post - после и см. импрессионизм) - общее название различных течений в живописи XX в., возникших после импрессионизма: символизма, ди-визионизма, экспрессионизма, кубизма, пуризма, орфизма, фовизма.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ
(англ, prerafaelites от лат. ргае - перед, впереди и итал. Rafael- имя художника) - объединение английских живописцев середины XIX в., ориентировавшихся на эстетический идеал периода поздней Готики и раннего Итальянского Возрождения, искусства "до Рафаэля" и других художников так называемого "Высокого Возрождения". В 1848г. семь молодых английских юношей, почти мальчиков, в возрасте от девятнадцати до двадцати одного года, решили основать "Братство прерафаэлитов". Инициатором объединения был Д. Г. Россвтти. В братство входили: У. М. Россетти, Д. Э. Миллес, У. X. Хант, Ф. Дж. Стефенс, скульптор Т. Вулнер и Дж. Коллинсон. Позднее к ним примкнули Ф. М. Браун, А. Хьюз. С прерафаэлитами сотрудничал Э. Берн-Джонс. Официально Братство просуществовало очень недолго, всего около четырех лет.

ПРИМИТИВНОЕ ИСКУССТВО, ПРИМИТИВЫ
(от лат. primitivus - первый, самый ранний от primus - первый) - в наиболее общем смысле слова, исключая его негативное содержание, примитивизм - то же, что наивный натурализм - доконструктивная стадия развития художественной формы, детство искусства, независимо от того, относим ли мы это понятие к изобразительной деятельности первобытного человека или ребенка.

РЕАЛИЗМ
(франц. realisme от лат. realis - вещественный) - один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. В обыденной жизни реализм - почти тоже, что прагматизм, ясное, трезвое, утилитарное восприятие действительности. В художественной деятельности - понимание возможного, соответствие материальных средств и приемов поставленным задачам.

РЕНЕССАНС
(франц. Renaissance, итал. rinascimento   -   возрождение)   -   французское название исторической эпохи в развитии итальянского, а затем и всего европейского искусства XV-XVI вв. (см. Итальянское Возрождение; Северное Возрождение; "русский Ренессанс"; французский Ренессанс). Так же как и "Возрождение", термин "Ренессанс" обозначает эпоху, а не стиль. Поэтому, когда говорят "стиль ренессанс", обычно имеется в виду "неоренессанс" - один из так называемых неостилей, искусственная стилизация под Классицизм эпохи Возрождения, чаще итальянского. Особое распространение такое понимание термина "ренессанс" получило в период Историзма второй половины XIX в. Но даже, когда говорят об эпохе Ренессанса, в каждом отдельном случае подразумевают разное. Ренессанс в Италии, Франции, Германии или России - не одно и то же. Поэтому важны не споры о правомерности, к примеру, термина "русский Ренессанс", а определение его содержания в конкретном смысле. По отношению к итальянскому искусству XV-XVI вв. более правильно использование термина "Возрождение" (сравн. палингенесия).

РОКАЙЛЬ, РОКОКО
(франц. rococo вычурный, причудливый от rocaille - скальный от roc - скала, утес).
Рококо - оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в. То же, что стиль Людовика XV, так как совпадает с временем правления этого короля (1720-1765). Рококо - один из самых известных "королевских стилей". Происхождение его названия и основных форм тесно связано с понятием "рокайль".
В  1736г. французский ювелир и резчик По  дереву  Ж. Мондон   "Сын"   опубликовал альбом гравированных рисунков под названием "Первая книга форм рокайль и картелль". Картелль (франц. cartelle от carte - карта, свиток бумаги) - то же, что картуш - элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово "рокайль" было тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны - гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона. Эти ассоциации усиливались многими фонтанами и водоемами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика XIV (см. "Большой стиль"). Постепенно форма раковины стала основным декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc - скала, камень, грот. Однако такая раковина существенным образом отличалась от орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Она трансформировалась от строго симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину "морского гребешка", к более динамичной, барочной. К началу XVIII столетия форма раковины узнается уже с трудом - это, скорее, причудливый завиток с двойным С-образным изгибом. Поэтому и слово "рокайль" начинает обретать более широкое значение - странная, причудливая форма, не только раковины, но и вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное; сокращенно иронично - "рококо". Так родилось название нового стиля.

РОМАНИЗМ
(голландск. romanism, франц. romanisme от итал. Roma - Рим) - тенденция художественного мышления, основанная на преклонении перед итальянским искусством, использовании тем, сюжетов, художественных форм и техники искусства Италии, главным образом живописи римской школы. Романизм является результатом сильного воздействия достижений искусства Итальянского Возрождения на художников других стран и пронизывает собой европейский Классицизм и академизм XVI-XIX вв. В конкретно-историческом смысле как определенное художественное течение романизм оформился в нидерландском искусстве XVI в., представители которого ориентировались в своем творчестве на современное им искусство Италии.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
(франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum - римский) - обобщающее название различных памятников второго после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского средневековья (см. средневековое искусство). Термин "романский", по-французски "романеск", появился в начале XIX в., когда историки и художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую. Романская эпоха - время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы. Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям.

РОМАНТИЗМ
(франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или "романическим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтическое - это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, античному. Французское слово "roman" первоначально означало литературные произведения, написанные не на классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название "роман" - драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz).

РУССКИЙ ЛУБОК, ЛУБОЧНЫЙ  СТИЛЬ
(от   луб, древн. прусск. Lubo - тесина, кора, щепа) - русский народный промысел. Первоначально картинки, "оттиснутые лубком на бумаге", т. е. самодеятельная гравюра на дереве, отсюда название. По другой версии продавцы народных картинок носили их в деревянных коробах, поэтому их и стали называть лубками. Получили широкое распространение с XVII в. Художественный стиль лубочных картинок отражал основные особенности народного, наивного искусства. Изображения отличались предельной простотой, плоскостностью, стихийной декоративностью, иносказательностью, остроумием, стилизацией и обобщением форм. Лубки часто раскрашивались от руки, изображения дополнялись поясняющими надписями. Искусство народного лубка развивалось во взаимодействии с русской народной росписью по дереву, вышивкой, изразцовым искусством (см. русские изразцы).

РУССКОЕ ИСКУССТВО, "РУССКИЙ СТИЛЬ"
(древн. русск. Русь, греч. ros - норманн от норманнск. ruhs - светлый, рыжий, отсюда - русый, сравн. лат. russus - красный, рыжий; также финск. ruotsi - швед, мореход; по другой версии: от древнерусск. Hors, Hros - имя древнего бога Солнца; см. стиль).
Истоки национального стиля русского искусства связаны с историей Древней Руси. По некоторым предположениям слово "русь" появилось от названия "рухс-асы" (светлые асы) - племен антов, предшественников славян, живших в южных степях еще в I в. до н. э. По другим - от финского "руотси", которым финны называли норманнов-мореплавателей. Предпосылки художественного стиля древнерусского искусства складывались задолго до принятия Русью христианства в X в., а с ним и готовых форм византийской архитектуры, мозаики, иконописи, книжной миниатюры и ювелирного дела. Этими предпосылками являлись особый этнический характер и жизненный уклад древних славян, в свою очередь, определявшийся географическими и природными условиями Восточно-Европейской равнины. Географически Русь оказалась между Востоком и Западом, а исторически - вне Запада и вне Востока, как считали впоследствии "западники", или соединила в себе и то и другое, как утверждали "евразийцы". По мнению О. Ключевского, Н. Бердяева, главным фактором, оказавшим влияние на формирование русского характера было "отсутствие естественных границ и необъятность русской земли"

САЛОН, САЛОННОЕ ИСКУССТВО, "САЛОНЫ"
(франц. Salon от итал. salone, sala - зал от лат. salum- простор).
Салон - большая, просторная комната для приема гостей, парадная гостиная в богатом аристократическом доме. Это название появилось во Франции, в искусстве оформления интерьеров конца XVIII - начала XIX вв. Позднее так стали называть встречи, собрания писателей, поэтов, художников, проводившиеся в таких помещениях. В 1667г. Королевская Академия Живописи в Париже учредила ежегодные большие официальные художественные выставки. Первоначально они происходили в "квадратном салоне" Лувра, поэтому стали также называться "Салонами", сохранив свое название на всем протяжении XIX столетия. Постепенно "Салоны" стали ассоциироваться с академизмом, со всем отжившим, устаревшим в искусстве, так как Большое жюри парижских Салонов жестко отстаивало академические позиции в искусстве и не допускало на свои выставки молодых, прогрессивных художников.

"СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ"
- краснофигурный стиль росписи древнегреческой керамики периода классики середины V в. до н. э., отличавшийся особой свободой передачи движений и ракурсов изображаемых фигур, отсюда название. Наиболее известный мастер "свободного стиля" - Полигнот.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ   РЕАЛИЗМ
(от лат. socialis - общественный и см. реализм) - идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 гг. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП/б - Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии большевиков.) от 23 апреля 1932г. "О перестройке литературно-художественных организаций", означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, стилей, объединений и групп. В том же году на квартире писателя М. Горького состоялась встреча деятелей искусства с И. Сталиным, где обсуждалось содержание этого термина, придуманного либо Горьким, либо Сталиным. Достоверно известно лишь то, что Горький поддержал Сталина в необходимости создания единого творческого метода советских писателей и художников и обозначения его термином, аналогичным диалектическому материализму в области науки. На первом съезде советских писателей в 1934г. в докладе секретаря ЦК ВКП/б) по идеологии А. Жданова прозвучало теоретическое обоснование этого понятия в том смысле, что социалистический реализм вобрал в себя все лучшее, выработанное историей искусства: классические традиции античности, эпохи Возрождения, французского просвещения и "критического реализма" XIX в. В то же время, социалистический реализм наиболее полно, с научных, т. е. партийных, позиций отражает действительность, главным содержанием которой, согласно марксистскому учению, является классовая борьба. А в условиях обострения классовой борьбы, сопровождавших советскую власть постоянно, художники, не следующие "главному методу", являются врагами этой власти. Таким образом, под художественное творчество была подведена идеология войны с инакомыслящими. Все художественные группировки были запрещены, и на их месте созданы единые творческие союзы - советских писателей и советских художников, деятельность которых регламентировалась, контролировалась и "направлялась" коммунистической партией. Впоследствии идеологи социалистического реализма, в том числе и Горький, пытались смягчить его политическую окраску и расширить это понятие до гуманистического содержания реализма вообще.

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Средневековое искусство - исторический тип искусства. Периодом средневековья в Европе считается огромный, более чем тысячелетний отрезок исторического времени от падения Римской империи (476 г. ) до начала буржуазных революций XVII в. в Англии и Голландии.

СТИЛЬ, СТИЛИЗАЦИЯ
(лат. stylus от греч. stylos - стержень, палочка для письма по восковой дощечке).
Стиль - фундаментальная категория искусства. В античную эпоху стилем называли инструмент для письма, отсюда традиционное для филологии понимание стиля как склада речи, формы языка, характера использования его выразительных возможностей в литературе. Термином "стиль" пользуются и в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры, но, в то же время, отличается от них. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

СУПРЕМАТИЗМ, "СУПРЕМУС"
(от  лат. supremus  -  высший, крайний, последний).
Супрематизм - одно из основных течений абстрактивизма, "геометрический конструктивизм" как метод выражения "высшей реальности", - отсюда название, - структуры мироздания в наипростейших геометрических формах: прямой линии, квадрата, круга. Основоположником этого течения был русский художник, поляк по рождению, К. Малевич. Выставленный им в 1915г. "Черный квадрат в белом окладе", по выражению А. Бенуа, "как новая икона" был провозглашен символом "нового искусства".

СЮРРЕАЛИЗМ
(франц. surrealisme от sur - над, сверх и см. реализм) - течение в европейском и американском искусстве, главным образом в поэзии и живописи, первой половины XX в., в котором ставились задачи отражения "сверхреальных", алогичных связей объектов реального мира, проявляющихся лишь в подсознании человека, либо в состоянии транса, сна, гипноза, болезни. Об этом течении было впервые заявлено в 1924 г. В "Манифесте сюрреализма", написанном французским поэтом А. Бретоном (1896-1966), а затем в его же книге "Сюрреализм и живопись" (1928). Своими предшественниками французские сюрреалисты считали немецких романтиков начала XIX в. и символистов конца этого столетия. В "манифесте" Бретон не случайно привел слова романтика Новалиса: "Есть события, которые развиваются параллельно реальным". Одно из центральных понятий сюрреалистической поэзии обозначалось словом "reve" (франц. - мечта, греза), а главной категорией живописи стало "trompe-l'oeil" (франц. "обман зрения"), предполагающее создание внешне иллюзорных, но невозможных по существу "моделей" действительности.

ТЕРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, СТИЛЬ
(от лат. terratologium - собрание земных редкостей; греч. teras - чудовище) - орнамент, или, в более широком смысле, стиль изображения, образованный причудливо переплетающимися зооморфными и растительными мотивами. Для терратологического стиля в отличие от простого "звериного орнамента" (см. "звериный стиль") характерно фантастическое соединение звериных и растительных форм, изображение сказочных чудовищ, драконов, химер и пр. В конкретно-историческом смысле терратологическим называют орнамент романского и древнерусского искусства XII-XIV вв. (сравн. орнитоморфный орнамент).

ФЛОРАЛИЗМ, ФЛОРЕАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ, СТИЛЬ
(от лат. florealis - растительный, floris - цветок). Флорализм - явление или тенденция преобладания в композиции художественного произведения растительных - флореальных мотивов. Растительные формы широко использовались в искусстве Древнего Египта и Месопотамии, античном искусстве, орнаментике Классицизма, в Готике, Барокко, Рококо. В искусстве Модерна на рубеже XIX-XX вв. эта тенденция оформилась в самостоятельное флореальное течение. Именно это течение в Бельгии и Франции отождествляется с Ар Нуво. Выдающимися мастерами "флореального стиля", или Ар Нуво, были В. Орта, Э. Гимар, X. Обрист, А. Гауди, Э. Галле, художники "школы Нан-си", фирмы "Даум".

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ
Это - тип росписи древнегреческих керамических ваз периода архаики, XII-VII вв. до н. э., в котором фигуры на красном, охристом, реже сером фоне глиняного черепка покрывались черным лаком и выглядели темным силуэтом на светлом фоне. Подобный метод давал относительно небольшие возможности художнику и потому в VI-V вв. до н. э. чернофигурный стиль стал сменяться краснофигурным. Однако на протяжении всего VI и первой половины V в., в эпоху греческой классики и даже эллинизма, этот стиль продолжал существовать, принимая подчас несколько эстетствующие черты, свойственные течению архаистики.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Художественное направление 1905-1930 годов, сосредоточенное главным образом в Германии. Художники экспрессионисты стремились запечатлеть внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Живописи экспрессионистов свойственны страстность, напряженность и глубоко личностный подход, а картины их служат средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют полотна экспрессионистов трепещущей жизненной энергией. Многие художники этого направления черпали
вдохновение в искусстве Ван Гога с его исступленной манерой и необычайным колоритом.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - категория, складывающаяся как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления.
СТИЛЬ, СТИЛИЗАЦИЯ
(лат. stylus от греч. stylos - стержень, палочка для письма по восковой дощечке).
Стиль - фундаментальная категория искусства. В античную эпоху стилем называли инструмент для письма, отсюда традиционное для филологии понимание стиля как склада речи, формы языка, характера использования его выразительных возможностей в литературе. Термином "стиль" пользуются и в искусствознании, где его содержание близко понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры, но, в то же время, отличается от них. Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.
О СТИЛЕ


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика