Реферат
Антиквариат
будущего - современное искусство
В западных странах антиквариат
не выделяется из более широкого понятия "памятники". Под этим
имеются в виду и тысячелетние древности, и творения прошлого века и обладающие
художественной, культурной ценностью предметы, создающиеся сегодня. Конечно,
определить ценность современных произведений очень трудно. Множество факторов
влияет на ее образование даже с точки зрения профессионалов. Кроме совершенства,
так сказать технического исполнения, для причисления к памятникам предмет
должен обладать некоей духовной составляющей ценности. По крайней мере,
отражать свое время, не быть ординарным, должен отличаться чем-то особым
от тонно-километров создаваемой "продукции искусства".
Для более адекватной оценки всего этого необходима некоторая временная дистанция
между временем создания и оценкой, будь она сугубо материально-прагматической
либо проводимой с точки зрения вклада в высокую культуру. Мы еще не забыли,
как по идеологическим соображениям запрещались целые виды художественного
творчества, а их голодные создатели работали "в стол". Теперь
многие такие вещи попали на западные аукционы и приносят состояния своим
владельцам. К сожалению, далеко не всегда авторам.
Недавно в Москве была предпринята попытка расставить ориентиры в ценах на
современное искусство, а точнее на русское искусство XX-XXI веков. Тиражом
5000 экземпляров вышел справочник цен "DAR. Русское искусство от авангарда
до наших дней". Издание предполагается ежегодным. Первая попытка далека
от совершенства, некоторые известные столичные галеристы сочли подход к
оценке некорректным и принципиально отказались участвовать в эксперименте.
Несмотря на эффект "первого блина" в ценообразовании, следует
отметить как показательный сам факт появления книги с солидным корпусом
экспертов, множеством включенной информации.
И несмотря на сложности оценки, сегодня производится всякая всячина, которая
претендует называться искусством. Станут ли создаваемые на наших глазах
большие и малые сооружения - инсталяции или статуи, архитектурные строения
или работы ювелиров, картины или скульптуры - в подлинном смысле памятниками,
монументами нашему времени? С соответствующе возросшей в том прекрасном
будущем ценой, разумеется. Оставим искусствоведам обязанность отличать шедевры
от прочего, и будем надеяться, что технологии создания брэндов окажутся
в случае "вечных" ценностей не слишком циничными.
В России мода вкладывать деньги в современное искуссство, едва появившись,
угасла от дуновения дефолта и обесценивания некоторых известных корпоративных
коллекций. В настоящий момент интерес вновь заметно растет. Хочется ведь
надеяться, что купленная свежая работа восходящей звезды станет завидным
наследством для наших внуков. И азартно проверить свою интуицию. Как же
рождается символическая составляющая стоимости произведений современного
искусства? Имя художника? Отчасти. Имя покупателя? Еще одна часть. Место
показа, необычное событие? Неплохо бы. В сумме - игра влияния.
Например, один из крупнейших коллекционеров искусства в мире, фигура с огромным
влиянием, Чарльз Саатчи (Charles Saatchi) получил предложение продать известную
инсталяцию Дамиана Хирста (Damian Hirst) "The Physical Impossibility
of Death in the Mind of Someone Living". Этой работой, показанной в
1992 году на известной выставке Young British Artists, Хирст начал свою
большую мировую карьеру. Произведение Хирста - это препарированная, более
чем 4-х метровая акула, помещенная в заполненный формалином аквариум. Художник
купил акулу в Австралии за 6 тысяч фунтов. Акула, уже в качестве произведения
искусства, была куплена Саатчи в 1992 году за 50 тысяч фунтов. Теперь же
американский агент Хирста, один из крупнейших дилеров искусства, Ларри Гагосян
(Larry Gagosian) предлагает владельцу 6 миллионов 250 тысяч фунтов. О личности
поклонника произведения неизвестна, можно только догадываться, что потенциальный
покупатель - житель США. Это возбуждает недовольство в Великобритании. В
прошлом году Чарльз Саатчи продал в США 12 работ Хирста. Саатчи пользуется
коньюнктурой на современное искусство и продает его с намерением инвестировать
вырученные деньги в традиционную живопись маслом. Кстати, произведения Дамиана
Хирста в этом году впервые появятся в Москве.
Британия же продолжает развивать творческие индустрии и поощрять вложение
денег в искусство, поднимая "средовую стоимость" своих городов
и улучшая их "человеческий климат". Недавно в Манчестере прошло
открытие самой высокой в Соединенном королевстве скульптуры. Ее высота составляет
60 метров. А похожа она на огонь фейерверка. Скульптура водружена рядом
с олимпийским стадионом. Автором этого зрелищного произведения является
Томас Хэзервик (Thomas Heatherwick). Монумент поставлен в память спортивных
игр Британского Сообщества, которые прошли в этом городе в 2002 году. Скульптура
сооружена из двухсот стальных прутов. Новая скульптура - самая высокая в
Великобритании из конструкций подобного рода. Она наклонена под большим
углом, чем знаменитая башня в Пизе. Открытие осуществил известный спринтер
Линфорд Кристи (Linford Christie). Стоила она немного дороже миллиона фунтов.
Поводом к ее установлению, кроме напоминания о спортивном событии, является
политика властей города, направленная на привлечение внимания жителей и
туристов к необычным формам визуального искусства. Этот метод увеличения
ценности заброшенных районов все чаще используется управами британских городов.
Искусство притягивает внимание, притягивает инвестиции, смягчает нравы.
Власти утверждают, что инвестирование в искусство стимулирует и оживляет
жизнь локальных сообществ, усиливает также чувство гордости жителей и их
привязанность к городу. Это тоже относится к ценностям культуры.
Емкость отечественного рынка предметов искусства, например, по очень условным
оценкам страховых фирм, исходящих из косвенных оценок известных коллекций,
достигает 1,5 миллиардов долларов. Но это относится скорее к включенным
сейчас в оборот предметам антиквариата, под которыми российское законодательство
понимает культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Оценка же произведений
современного искусства в России крайне неопределенна, так же как и общая
оценка имеющихся в частном и государственном владении ценностей. Федеральная
служба по охране культурного наследия озвучила свою версию оборота антикварного
рынка, а именно 200 миллионов долларов в год. Государство, почему-то называя
эти цифры теневым рынком, видит его легализацию только в уплате налогов,
соответственно подсчитав свою долю в 20-30 миллионов в год.
Антиквариат по-русски - это главным образом то, что по всему миру
относится к декоративно-прикладному искусству, только старое: столовое серебро,
бронза (светильники, скульптурки, аксессуары), фарфор (посуда, вазы, статуэтки),
ювелирные украшения, часы, оружие, мебель, даже одежда. Еще, конечно, иконы.
Графику и живопись как-то не принято называть антиквариатом. Еще есть нумизматика
- монеты и медали, старинные книги - не путать с букинистикой.
Понятие "антиквариат" тесно связано с аукционами. На западных
аукционах продается все: от доисторических редкостей до личных вещей новейших
поп-звезд. Впрочем, эти самые звезды любят покупать современные вещи, собирают
коллекции из творений модных современников. Мировой рынок культурных ценностей
сегодня оценивается в 27 миллиардов долларов. Сравнивайте.