...................................................................................................................................................................................................
АКВАРЕЛЬ (фр. Aquarelle, от лат. Aqua -вода; англ. Watercolour, нем. Wasserfarbe), водяные краски - краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись этими красками. Акварель отличают чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает твердая (в плитках), полумягкая (в керамических чашечках) и мягкая (в тюбиках). Акварель называют и произведения, исполненные в этой технике. Различают собственно Акварель - прозрачную, основанную на лессировках, без применения белил, и корпусную технику - кроющие водяные краски с применением белил. Главное отличительное свойство собственно Акварель - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя Акварели с рисунком карандашом или пером ("акварелированный рисунок"); работа Акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней ("итальянская Акварель"); живопись Акварелью на сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ ("английская Акварель") дает Акварель глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая Акварель стала применяться на рубеже 15-16 вв. В 16- 17 вв. Акварель использовалась для раскраски (иллюминирования) рисунков, гравюр, чертежей; во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. Акварель послужила для создания шедевров пейзажной живописи (Оно-ре Фрагонар, Юбер Робер - Франция, Александр Козенс и Джон Роберт Козенс, Томас Гёртин, Уильям Тёрнер, Джон Констебл - Великобритания). В 19-20 вв. в технике Акварель много работали Эжен Делакруа, Оно-ре Домье, Поль Сезанн (Франция), Адольф Менцель, Эмиль Нольде (Германия), Мариано Фортуни (Испания). В России выдающимися акварелистами были А. А. Иванов, К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, лидеры художественного объединения "Мир искусства" - А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева; в советский период как мастера акварельной живописи выделялись также К. С. Петров-Водкин, Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, В. М. Конашевич, В. Г. Бехтеев. Ср. Гуашь.